Дети не для насилия

Любить своих детей – дар особого рода. Он состоит не в том, чтобы передавать свои знания, умения и опыт, а в том, чтобы с «радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка» (М. Монтессори).

Принято считать, что семья – это самое безопасное место для ребенка. Но так ли это на самом деле? Ведь казалось бы, именно здесь находятся люди которые любят, защищают, заботятся о ребенке. Но все чаще приходится сталкиваться со случаями жестокого обращения родителей и других взрослых с детьми.

У каждого человека есть своя модель воспитания, которую он усвоил еще в родительской семье. Вырастая, ребенок создает свою семью, и закономерно начинает использовать родительскую модель воспитания уже собственных детей, и если та модель содержала в себе насилие, то он воспроизводит его уже в другом поколении. При этом он может и не воспринимать такую модель воспитания как насильственную. Так происходит по разным причинам, среди которых:  незнание других моделей, убеждение в том, что «своя» модель отлично работает, отсутствие знаний в области взаимоотношений и воспитания детей, культурные и социальные стереотипы и мифы.

Насилие над ребенком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которого наносится вред физическому и психическому благополучию ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

Дети крайне уязвимы по отношению к любому виду насилия. Ребенок, который живет в семье, где родители скандалят, жестоко с ним обращаются, воспринимает происходящее как норму и у него недостаточно жизненного опыта, чтобы понять, что может быть иначе. В свою очередь взрослые не воспринимают свое поведение как насильственное и часто используют детей, чтобы выместить на них накопившуюся злобу.

Виды насилия:

Ребенок чаще подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно отразится на всей дальнейшей жизни человека и может быть причиной преступности, наркомании и психических расстройств.

Выделяют 4 основных вида насилия в семье:

  • физическое: формы поведения родителей, которые приводят к травмам, телесным повреждениям, причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и даже могут лишить его жизни. Это и подзатыльники, удары, избиение, истязание, сотрясение, удушение, утопление, вовлечение детей в употребление наркотиков и распитие алкогольных напитков. Часто взрослые не рассматривают такое поведение как насильственное, считая это способами наказания и воспитания. Последствиями могут быть помимо физических травм, нарушения эмоциональной  сферы (страхи, депрессия, невроз, суицидальное поведение, тревога и раздражительность, агрессия и жестокость), трудности в общении, неумение взаимодействовать с окружающими, побеги из дома.
  • психологическое (эмоциональное): крики, оскорбления, ложь, невыполнение обещаний, пренебрежение, игнорирование, уничтожение вещей ребенка, не признание того, что ребенок - это отдельная личность и подавление его чувств и эмоций являются психологическим насилием. Последствиями могут быть различные эмоциональные проблемы, непонимание и неумение выражать свои чувства, отсутствие доверия, ощущение, отсутствия собственной ценности, ненужности. Возможны тики, заикания, энурез, беспокойный сон, трудности в обучении, истерики, страхи.
  • сексуальное: ребенок используется взрослым для сексуального удовлетворения. Последствия такой травмы сказываются на дальнейшей жизни ребенка, что приводит к депрессии, попыткам самоубийства, чувствам безнадежности и стыда, боли и отчаяния, нарушения сексуального поведения, употребление алкоголя и наркотиков, ощущение собственной беспомощности, сложности в построении близких отношений.
  • неудовлетворение основных жизненных  потребностей ребенка: ситуация, в которой родители не обеспечивают нужды детей, оставляют их без присмотра, не обращаются к врачу, когда это необходимо, не кормят, выгоняют из дома, не следят за посещением школы и успеваемостью.

 

Рекомендации и советы родителям:

  • Любите и принимайте своего ребенка любым, даже когда вам не нравится его поведение. Это позволит ребенку чувствовать себя нужным и формирует доверие к миру.
  • Высказывайте свое негативное отношение к поступкам и поведению ребенка, а не к личности в целом.
  • Будьте последовательны в своих высказываниях и выполнении обещаний.
  • Не требуйте объяснения совершенных поступков. Ребенок не всегда знает, почему поступает так, а не иначе.
  • Родители (мама и папа), а также другие родственники, проживающие с ребенком и участвующие в его воспитании должны предъявлять одинаковые требования к нему. Правила одного родителя не должны противоречить правилам другого.
  • Признание того, что ребенок – это отдельная личность, со своими интересами, эмоциями, желаниями и стремлениями. Соблюдайте права ребенка.
  • В общении с ребенком будьте искренни и открыты. Учитесь выражать свои чувства и позволяйте ребенку выражать свои.
  • Не пытайтесь сделать из своего ребенка самого умного, самого красивого и самого сильного. Хвалите ребенка за его успехи и за то, что он умеет. Меньше критикуйте.
  • Сравнение своего ребенка вслух с другими детьми негативно влияет на его самооценку.
  • Если вы выясняете отношения с ребенком, недопустимо присутствие посторонних людей.
  • Выражайте свою любовь через ласковые слова, говорите, что любите ребенка, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, обнимайте чаще, не отказывайте во внимании и ласке.

У каждого родителя возникают негативные чувства по отношению к ребенку, и это нормально. Не стоит их удерживать в себе, но и сообщать о них надо таким образом, чтобы это не оказалось разрушительно ни для родителя, ни для малыша. Речь идет о так называемых «я-сообщениях»: в такой форме сообщения родитель сообщает о своих чувствах и переживаниях, не сопровождая их выговором и нападками («я очень сержусь сейчас»). Иногда, когда чувства переполняют  и трудно удержаться от жестокости по отношению к ребенку, полезно выйти из комнаты, сделать 10 глубоких вдохов, постараться успокоиться и повторить 10 глубоких вдохов, переключиться на другую деятельность, например сделать несколько простых физических упражнений и т.д.

Иногда родителю очень трудно не только понять, но и признать, что он применяет насилие в отношении своего ребенка. Признать свое поведение недостойным чрезвычайно сложно, но если вы хотите доверительных отношений со своим ребенком, если вы желаете ему благополучия в будущем начните сейчас. Перечитайте определение насилия и его виды. Вспомните, кто и когда применял к вам что-либо подобное (чтобы понять не действуете ли вы по своей детской схеме со своими детьми). Подумайте, какой из видов насилия вы применяли или продолжаете применять и сейчас. Осознать можете ли вы сами прекратить эти действия в отношениях со своими детьми. Если вы чувствуете свое бессилие, вы можете обратиться за психологической помощью. Психолог поможет вам понять и осознать источник ваших действий по  отношению к ребенку, поможет сформировать доверительные отношения с ним, вы обсудите и отработаете способы альтернативного поведения в конфликтных ситуациях, научитесь способам контроля за своим негативными эмоциями и способам их безопасного проявления.

Врач-психиатр-нарколог (заведующий реабилитационным наркологическим отделением)
Окончила медико-психологический факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» в 2004 году. Специальность по образованию лечебное дело со специализацией медико-психологическое дело. Имеет специализацию по психиатрии и наркологии. Врач первой квалификационной категории. Имеет многолетний опыт работы в психиатрии и наркологии. С 2005 по 2020г.г. работала врачом-психиатром-наркологом и заведующим в УЗ ГОПБ «Жодишки». Дальше
Психолог
Высшее образование, психолог, медицинский психолог. Дополнительное образование: специализация групповой психотерапии. Стаж работы психологом более 15 лет. Психолог реабилитационного отделения с 2011 года, специалист по работе с химической зависимостью, созависимостью. Женат, отец троих детей. В свободное время отдыхаю с семьей.    Дальше
Психолог
Психолог реабилитационнного центра "Исток".             Практический опыт работы с зависимыми и созависимыми 12 лет.  Направления профессиональных интересов:                                           Дальше
Психолог
Образование: Дальше
Психолог, гештальт-терапевт.
Психолог, гештальт-терапевт. Образование: Российский государственный социальный университет, факультет "Психология", 2015.   Московский гештальт институт, гештальт-терапевт, 2021 Консультирует с 2017 года. Работает в гештальт-подходе и с применением ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз): Дальше
Врач-психотерапевт
Образование и места работы: Окончил медико-психологический факультет Гродненского государственного медицинского университета. Прошел интернатуру по специальности психиатрия-наркология на базе УЗ МОКЦ «Пcихиатрия-наркология». Работал врачом-психиатром в УЗ «Пуховичская ЦРБ». С октября 2021 работает врачом-психиатром-наркологом в МОКЦ "Психиатрия-наркология". Основные направления деятельности: Дальше