Что надо знать родителям о детских страхах.

Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.

Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться.

Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков.

Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А.И. Захарова.

Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек – 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек 10. 8 месяцев – боязнь незнакомых людей,

1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов.

До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что». В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных. Дети боятся засыпать в одиночестве. С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.

К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства. Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?».

От 5-ти до 7-ми лет - страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, войны, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием.

Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья.

Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта.

А что происходит, если страхи с возрастом сами не проходят и дети их "не перерастают",что происходит довольно часто.

Страх непонятных звуков, клоун с ножом, который стоит возле твоей кроватки, а тебе 2 годика. Далее, к 11ти годам, этот страх перерастает в фигуру в темном плаще, которая стоит у дверей твоей детской. Ночные кошмары, бессонница и постоянное напряжение на протяжении многих лет. Тебе бы рассказать родителям правду, чтоб они понимали, что с тобой происходит, а не списывали на временные трудности и переходный возраст, но ты не можешь. И тут выходит на сцену уже другой, но такой знакомый страх- тебе не поверят, назовут сумашедшим (это всё дети озвучивают на сеансах терапии). Ещё они очень боятся расстроить своего родителя! Он и так постоянно вздыхает и показывает, какая жизнь тяжёлая штука и так сильно реагирует на мои проблемы или неудачи, что безопаснее молчать и терпеть.

И, душит до слез, страх ошибиться, быть осмеянным, быть не принятым одноклассниками, учителями.

И никуда не ушёл страх смерти.

- Я очень боюсь метро, страшно спускаться. Я всегда стою далеко от жёлтой линии. И рисунок метро очень красноречиво показал, чего же боится ребенок.

Как следствие всего этого, начались психосоматические проявления: головные боли, частое расстройство кишечника.

Закончилось всё травмой в школе, когда девочку толкнули и она ударилась. А сделал это мальчик, который уже давно травил её и остальных в классе. На фоне накопленного и произошедшего, ей диагностировали ПТСР. Здоровье резко ухудшилось. Начались ночные кошмары и бессонница, резкое ухудшение памяти и внимания, не возможность находиться в классе и, из-за этого, переход на домашнее обучение. Ранее она очень хорошо училась и с удовольствием, была очень общительной и активной.

Маленькое, нежное дитя с огромным мужеством несла свои тайны в себе, оберегая родителя. И про травлю в школе, которая длиться уже давно, она сказала только психологу.

- Почему же ты ничего не рассказывала родителям, учителю?

- А что они могут сделать. На него другие жаловались, но всё оставалось, как и прежде.

Сейчас с ней всё хорошо. От застарелых страхов тоже избавились.

Три основных страха сопровождают человека всю его жизнь: страх смерти, страх одиночества, страх безумия. Всю эту тройку мы можем очень хорошо наблюдать в приведённом примере.

И вот несколько рекомендаций, как вести себя, если вы поняли, что ваш ребенок чего-то боится.

  1. Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегайте преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается. Наиболее адекватным реагированием на страхи ребенка является внимание к ним, без ненужного беспокойства и драматизации.
  2. Недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
  3. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
  4. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. В зависимости от возраста ребенка, через некоторое время можно завести с ребенком разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх и т. д. Обсудите с ребенком, все ли чувства приносят пользу человеку. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с неприятелем. Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам, заставляет мозг по нескольку раз оценивать расстояние между высотой бревна, перекладины и землей. Прочитайте ребенку рассказ «Смелый воробей» и обсудите с ребенком, как страх мобилизовал силы воробья и он смог прогнать кошку.
  5. Вспомните, чего боялись вы в детстве, расскажите ребенку, как вы справились со своим страхом.
  6. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
  7. Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.
  8. Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми.
  9. Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).

А важно знать и замечать, что происходит в вашей семье!

Даже если ребенка напугали в школе или в детском саду-один справиться с этим быстро почему-то, а другой заработает ночные кошмары, как на примере девочки из второй части. Нужно учитывать и тип реагирования вашего ребенка, есть детки особо впечатлительные и их нервная система более возбудима, есть менее возбудимы. Девочка, из нашего примера, была со слабой нс, внушаема, тревожна, гиперответственна. Её физиологические особенности и определенная атмосфера в семье (мамины тревоги, привязанность к людям, очень сильная обидчивость,(это про маму), высокие требования к себе и к учёбе дочери), сформировало регидность при реагировании на стресс и полную неспособность с ним справиться. У девочки уже была заложена внутри не здоровая почва, которая не позволила ей справиться с травмой в школе.

ПОЧВУ И ОПОРУ РЕБЕНКУ ДАЮТ РОДИТЕЛИ! ЕСЛИ ОНИ САМИ НЕ СТОЯТ НА НОГАХ ТВЁРДО, А ЕЩЁ ОПИРАЮТСЯ НА КОГО-ТО, ТО СВОЁ ЧАДО ОНИ НЕ ОБУЧАТ УСТОЙЧИВОСТИ!

И ещё:

  • Детей никогда не следует пугать ради послушания.
  • Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. - Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально.
  • Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей.
  • Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи.
  • Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика).
  • Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка. Всем хорошего дня!

Шевчук Мария