Ребенок, имеющий проблемы в эмоциональном развитии, как правило, с трудом адаптируется во взрослом мире. При этом создается впечатление, что он специально создает хлопоты окружающим взрослым, это могут быть родители, учителя. Однако ребенок создает проблемы и себе. Значимые взрослые как будто имеют разные картины мира и говорят на разных языках, не имеют точек соприкосновения с детьми.
Посредником между ними может стать сказочная метафора. Сказочная метафора естественна для детей, а также они присутствуют в модели мира взрослых.
Мир меняется, новые поколения знакомятся с вечными историями, старые сказки позволяют взглянуть на жизнь по- новому.
Сказочные метафоры обладают высокой эффективностью, так как легко преодолевают психологические защиты. В самой сказке уже заложено обращение к личностным ресурсам ребенка или взрослого.
Сказочные метафоры используются при различных детских проблемах:
- эмоциональные и поведенческие нарушения (повышенная агрессивность, неусидчивость)
- ночные и дневные страхи
- высокий уровень тревоги
- низкая самооценка и неуверенность в себе
- кризисы социализации, трудности адаптации в коллективах (сад, школа, другого рода учебные заведения, работа)
- психосоматические заболевания (головные боли, частые простуды, аллергии, кожные заболевания и т.п.)
- отставание в речевом развитии и проблемы обучения
- навыки общения со сверстниками и взрослыми
Например, создание детских страшилок в сказке используется при коррекции тревожности и страхов у детей. Они позволяют развить способность справляться со страхом и адекватно реагировать на ситуации эмоционального замешательства.
Сочинение историй и сказок широко используется в коррекционной и психотерапевтической работе с детьми.