2 апреля – Всемирный день информирования о проблеме аутизма
Организация помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь на межведомственном уровне (проблемы и перспективы)
Актуальность и фиксация внимания специалистов службы охраны психического здоровья детей и подростков на проблемах детей с аутизмом обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности в данной популяции детей.
В Республике Беларусь с 2005 по 2012 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). На 1-ое октября 2013 детей с официально установленным диагнозом РАС стало еще больше – 786 человек. Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске.
Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития ребенка, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.
В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) было связано с борьбой родителей за права своих детей. В Белоруссии наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.
В мае 2013 года в г. Минске создан координационный совет, в состав которого вошли: представители комитета по образованию, здравоохранению, труда, занятости и социальной защите Мингорисполкома, представители общественных организаций.
Был принят протокол поручений, в соответствии с которым:
в опорных учреждениях дошкольного и общего среднего образования открыты группы, классы интегрированного обучения и воспитания для детей с РАС в соответствии с рекомендациями Центров коррекционного развития и обучения;
выделены помещения на базе ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7 г. Минска» для открытия ресурсного центра комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра;
специалистами службы охраны психического здоровья детей и подростков организована работа по консультированию педагогов опорных учреждений образования по вопросам оказания комплексной помощи детям с РАС; консультативно-просветительская работа с родителями, имеющими детей с РАС;
внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора) детей с РАС и организации их подвоза в дошкольные и школьные учреждения.
С сентября 2013 года в столичной школе № 5 работает первый интегрированный класс для детей с аутизмом, главной задачей которого является создание и дальнейшее распространение эффективной модели обучения детей с аутизмом в рамках общеобразовательной школы. Работа такой модели основана на признанных мировых методиках обучения детей с аутизмом с научно доказанной эффективностью (ABA - Прикладной поведенческий анализ и TEACCH: основы структурированного обучения детей с аутизмом). В следующем учебном году количество интегрированных классов для детей с аутизмом в Беларуси планируется увеличить. К приему детей с аутизмом готовятся минские школы №5 , №76, №108, №81, №104.
Однако проблемными остаются следующие моменты:
1. низкий уровень системы ранней диагностики и мониторинга пациентов с РАС, осведомленности и информированности специалистов и родителей о ранних проявлениях аутизма, и как следствие, позднее обращение за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков;
2. недостаточное количество специалистов (медиков, психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), имеющих специальную подготовку и образование по вопросам оказания помощи детям с аутизмом;
3. несоответствие условий для организации образовательного процесса детей с РАС в опорных учреждениях образования;
4. низкий уровень всех видов помощи семьям детей с особенностями развития.
К выше перечисленному можно добавить проблему кадрового обеспечения подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности, врачами-психиатрами, психотерапевтами, психологами, в свою очередь снижающую доступность и качество оказываемой помощи.
Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды, а это для детей и их родителей гораздо важнее, чем поиск волшебной таблетки. Всемирный день информирования о проблеме аутизма позволяет развеять мифы и предрассудки о таких детях, дать больше объективной информации, объединить усилия родителей, специалистов различных министерств и ведомств и людей не безразличных к чужим проблемам.
Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям. Необходимость развития такой системы помощи детям с РДА, где были бы задействованы специалисты различных Министерств и Ведомств не вызывает сомнений.
Главный внештатный детский психиатр МЗ РБ, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ И. В. Пятницкая