Аутизм у ребенка

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС) - это группа состояний, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении. Это нарушение развития нервной системы, проявляющееся в раннем детстве и сохраняющееся на протяжении всей жизни. 
Люди с аутизмом могут иметь разные способности и потребности, и каждый человек с РАС уникален. 
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация врача-психиатра детского.
 
На что родителям стоит обратить внимание? 
Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • •    Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
  • •    Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
  • •    Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
  • •    Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
  • •    Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
  • •    При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
  • •    Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
  • •    По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
  • •    Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
  • •    Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • •    Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течении продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
  • •    Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и, если одна теряется, может случиться скандал.
  • •    Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные - не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
  • •    Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
  • •    Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы, мозаики).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • •    Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
  • •    Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
  • •    Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 
  • •    Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы, прижимать к лицу, тактильно ощупывать.
  • •    Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
  • •    Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. 

5. Нарушение инстинкта самосохранения

•    Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя и своих близких, кусать, биться головой о кроватку).
•    Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
•    Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
•    Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
•    Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями.

7. Нарушения вербального общения

  • •    Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой. Также, в речи могут быть вокализации – звуки, пропевки, лепет, эхолалии- непроизвольное повторение слов или фраз, услышанных от других людей.
  • •    Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
  • •    Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к врачу-психиатру. 
Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? 
(симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

  • •    Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
  • •    Ребенок играет в стороне от остальных.
  • •    Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
  • •    Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Причины аутизма до конца не изучены, но считается, что это генетическое заболевание, обусловленное взаимодействием множества генов и факторов окружающей среды. Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.

Диагностика аутизма проводится на основе наблюдения за поведением ребенка и оценки его развития. На сегодняшний день не существует лекарства от аутизма, но существуют различные методы терапии и вмешательства, которые могут помочь улучшить качество жизни людей с РАС.