Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.
Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться.
Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков.
Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А.И. Захарова.
Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек – 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек 10. 8 месяцев – боязнь незнакомых людей,
1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов.
До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что». В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных. Дети боятся засыпать в одиночестве. С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.
К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства. Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?».
От 5-ти до 7-ми лет - страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, войны, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием.
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья.
Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта.
А что происходит, если страхи с возрастом сами не проходят и дети их "не перерастают",что происходит довольно часто.
Страх непонятных звуков, клоун с ножом, который стоит возле твоей кроватки, а тебе 2 годика. Далее, к 11ти годам, этот страх перерастает в фигуру в темном плаще, которая стоит у дверей твоей детской. Ночные кошмары, бессонница и постоянное напряжение на протяжении многих лет. Тебе бы рассказать родителям правду, чтоб они понимали, что с тобой происходит, а не списывали на временные трудности и переходный возраст, но ты не можешь. И тут выходит на сцену уже другой, но такой знакомый страх- тебе не поверят, назовут сумашедшим (это всё дети озвучивают на сеансах терапии). Ещё они очень боятся расстроить своего родителя! Он и так постоянно вздыхает и показывает, какая жизнь тяжёлая штука и так сильно реагирует на мои проблемы или неудачи, что безопаснее молчать и терпеть.
И, душит до слез, страх ошибиться, быть осмеянным, быть не принятым одноклассниками, учителями.
И никуда не ушёл страх смерти.
- Я очень боюсь метро, страшно спускаться. Я всегда стою далеко от жёлтой линии. И рисунок метро очень красноречиво показал, чего же боится ребенок.
Как следствие всего этого, начались психосоматические проявления: головные боли, частое расстройство кишечника.
Закончилось всё травмой в школе, когда девочку толкнули и она ударилась. А сделал это мальчик, который уже давно травил её и остальных в классе. На фоне накопленного и произошедшего, ей диагностировали ПТСР. Здоровье резко ухудшилось. Начались ночные кошмары и бессонница, резкое ухудшение памяти и внимания, не возможность находиться в классе и, из-за этого, переход на домашнее обучение. Ранее она очень хорошо училась и с удовольствием, была очень общительной и активной.
Маленькое, нежное дитя с огромным мужеством несла свои тайны в себе, оберегая родителя. И про травлю в школе, которая длиться уже давно, она сказала только психологу.
- Почему же ты ничего не рассказывала родителям, учителю?
- А что они могут сделать. На него другие жаловались, но всё оставалось, как и прежде.
Сейчас с ней всё хорошо. От застарелых страхов тоже избавились.
Три основных страха сопровождают человека всю его жизнь: страх смерти, страх одиночества, страх безумия. Всю эту тройку мы можем очень хорошо наблюдать в приведённом примере.
И вот несколько рекомендаций, как вести себя, если вы поняли, что ваш ребенок чего-то боится.
- Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегайте преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается. Наиболее адекватным реагированием на страхи ребенка является внимание к ним, без ненужного беспокойства и драматизации.
- Недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
- Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
- Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. В зависимости от возраста ребенка, через некоторое время можно завести с ребенком разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх и т. д. Обсудите с ребенком, все ли чувства приносят пользу человеку. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с неприятелем. Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам, заставляет мозг по нескольку раз оценивать расстояние между высотой бревна, перекладины и землей. Прочитайте ребенку рассказ «Смелый воробей» и обсудите с ребенком, как страх мобилизовал силы воробья и он смог прогнать кошку.
- Вспомните, чего боялись вы в детстве, расскажите ребенку, как вы справились со своим страхом.
- Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
- Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.
- Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми.
- Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).
А важно знать и замечать, что происходит в вашей семье!
Даже если ребенка напугали в школе или в детском саду-один справиться с этим быстро почему-то, а другой заработает ночные кошмары, как на примере девочки из второй части. Нужно учитывать и тип реагирования вашего ребенка, есть детки особо впечатлительные и их нервная система более возбудима, есть менее возбудимы. Девочка, из нашего примера, была со слабой нс, внушаема, тревожна, гиперответственна. Её физиологические особенности и определенная атмосфера в семье (мамины тревоги, привязанность к людям, очень сильная обидчивость,(это про маму), высокие требования к себе и к учёбе дочери), сформировало регидность при реагировании на стресс и полную неспособность с ним справиться. У девочки уже была заложена внутри не здоровая почва, которая не позволила ей справиться с травмой в школе.
ПОЧВУ И ОПОРУ РЕБЕНКУ ДАЮТ РОДИТЕЛИ! ЕСЛИ ОНИ САМИ НЕ СТОЯТ НА НОГАХ ТВЁРДО, А ЕЩЁ ОПИРАЮТСЯ НА КОГО-ТО, ТО СВОЁ ЧАДО ОНИ НЕ ОБУЧАТ УСТОЙЧИВОСТИ!
И ещё:
- Детей никогда не следует пугать ради послушания.
- Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. - Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально.
- Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей.
- Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи.
- Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика).
- Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.
Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка. Всем хорошего дня!
Шевчук Мария