Дети (взрослые) с расстройством аутистического спектра, чаще всего имеют:
– проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми, детьми (Например: им сложно взаимодействовать дома с родителями, с братьями/сестрами, с бабушками/ дедушками; в детском саду и в школе с окружающими детьми; взрослым в коллективе сотрудников, студентам и т.д);
– ограниченные интересы и стереотипное поведение (Например: им интересно постоянно слушать одну и ту же мелодию, выставлять фигурки, машинки в ряды, носить в руке что-то из предметов, интерес только к одной и той же игрушке, книжке, ручке, карандашу. В поведении могут быть раскачивания телом, хождение на цыпочках, махи руками, как «крылышками», прокручивания на своей одежде пуговиц, кусочков ткани, пощелкивания и потирания ладошек, пальчиков и т.д);
– симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме – в школе, на работе и в других сферах жизни (Из-за особенностей коммуникации, они не могут открыто выражать свои чувства, переживания, а иногда и высказать просьбу и т.д).
Как правило, симптомы РАС сохраняются всю жизнь. При оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Очень важно, раньше обратиться за консультацией к специалисту и провести психологическую диагностику на РАС.
Одни люди с РАС способны самостоятельно учиться, работать и организовывать свой быт, а другие нуждаются в постоянной поддержке и уходе (Например: возможно оформление группы инвалидности по данному заболеванию у своего лечащего врача; возможность получить тьютора- сопровождающего для ребенка, если есть в наличии в учреждении образования).
Такие расстройства часто сопровождаются другими нарушениями – гиперактивностью, раздражительностью и тревогой, агрессивностью, аллергией, проблемами с ЖКТ, непереносимостью пищи и нарушениями сна. РАС могут сопутствовать и более тяжелые медицинские состояния – умственная отсталость и эпилепсия.
Точные причины развития РАС неизвестны, но к возможным факторам риска относят:
– генетическую предрасположенность;
– осложнения при родах;
– дородовые инфекции;
– воздействие токсинов до или после родов;
– туберозный склероз, синдром ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурию, синдром Ретта и синдром Ангельмана (на эти расстройства приходится около 25% случаев РАС).
Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:
– отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;
– нет жестов в 14–15 месяцев;
– нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;
– утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;
– плохой зрительный контакт;
– тяга к определенному расположению игрушек или предметов;
– отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.
Скрининг позволяет выявить РАС и другие нарушения развития в возрасте до полутора лет. Как правило, его проводят несколько раз – в полтора года, в два и три года, в 5 лет, перед школой.
Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):
– постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);
– трудности с началом и поддержанием разговора;
– проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;
– дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный, с различной интонацией, вычурный);
– озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин, динозавры, поезда, вплоть до их точного воспроизведения названия деталей);
– жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).
У мальчиков РАС возникают почти в четыре раза чаще, чем у девочек. Но не все исследователи с этим согласны: реальное соотношение полов может составлять примерно три к одному или даже меньше. Дело в проблемах с выявлением симптомов у девочек и женщин. Многие из них всю жизнь скрывают трудности с общением или необычное поведение, пытаясь соответствовать социальным нормам. Кроме того, РАС у девочек могут выглядеть иначе и не выявляться стандартными методами диагностики.
Формально диагностировать РАС можно после года-полутора лет. Трудности в определении РАС возникают из-за того, что они могут проявляться по-разному: чем лучше развитие ребенка, тем менее заметными могут быть симптомы. Даже в странах с хорошо развитой диагностикой РАС иногда выявляют к четырем-шести годам.
Чем раньше диагностируют РАС, тем больше шансов повысить качество жизни ребенка и его родителей. При раннем вмешательстве ребенка не отрывают от семьи и большое внимание уделяют обучению взрослых. Специалисты, работающие с РАС, разрабатывают индивидуальный план коррекции поведения и развитию навыков.
РАС не лечится! Но, благодаря слаженной работе специалистов, можно откорректировать и развить необходимые навыки.