В последнее время родители стараются сделать все возможное, чтобы их ребенок развивался. В погоне за статусом "идеальной матери», многие женщины впадают в крайности, начиная «развивать» своего малыша уже с двухлетнего возраста. Будучи уверенными в том, что у ребенка не должно быть свободного времени, взрослые с удивлением констатируют признаки необычного поведения у своего ребенка, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Такое заблуждение опасно для здоровья малыша, и в дальнейшем может привести к серьезным заболеваниям.
К неврозам относят психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д., 1980). Для неврозов характерна обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности. Именно поэтому своевременное обращение за помощью к специалистам гарантирует коррекцию психического состояния ребенка и предотвращает тяжелые психиатрические диагнозы. Патогенная конфликтная ситуация, пребывание в состоянии длительного стресса и продолжительное нахождение в неэкологичных для неокрепшей, детской психики, условиях. Неспособность детской психики адаптироваться к этим условиям приводит к формированию неврозов.
Детские неврозы отличаются своеобразием. В картине заболевания наблюдаются преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания болезни, глубокой внутренней переработки объясняют преобладание у детей моносимптомных (Ковалев В.В., 1979). К моносимптоматическим неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита (нервная анорексия), невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия: сосание пальца, кусание ногтей, онанизм, трихотилломания, яктация (произвольное ритмическое стереотипное раскачивание туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно перед засыпанием или после пробуждения у детей раннего возраста). Выполнение всех этих «привычек» приводит к успокоению ребенка. Такие, часто наблюдаемые действия у ребенка, вызывают у взрослых чувство тревоги. Окружающие (родители, учителя, воспитатели) делают ребенку замечания, пытаются отучить от этих «плохих привычек». Но вызывают у детей только негативные реакции и нередко плач. Необходимо отметить, что такое поведение взрослых приводит только к тому, что дети, не желая огорчать родителей, а в некоторых случаях и просто боятся родительского гнева, стараются выполнять патологические действия без свидетелей.
У детей, болеющих неврозом, часто наблюдаются колеблется настроение, нарушение сна, они плаксивы, их двигательная активность либо ограничена, либо же ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять агрессию.
Четкая симптоматика заболевания проявляется к 6–7 годам, к моменту начала учебы в школе.
Факторы развития неврозов у детей:
- Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).
- Психоэмоциональные. Большая информационная и физическая нагрузка. Завышенные требования со стороны родителей. Необъективная критика.
- Социально-психологическик. Ссоры, скандалы, напряженная атмосфера в семье, эмоциональная депривация и т.д.
- Генетическая предрасположенность
Поскольку дети воспринимают без критики свое болезненное состояние и не могут самостоятельно с этим справится, родители этом случае должны прийти на помощь и проконсультироваться у специалистов.
Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психолог, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.