ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

 - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:

  • жестокое обращение с детьми;
  • насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
  • насилие в отношении престарелых.

В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Стереотипизация этой проблемы начинается с представлений о внешнем виде и социальном положении женщин, подвергающихся насилию. Насилие существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.

Из брошюры "Практические методы оказания помощи жертвам насилия" (по программе правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов):

Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

  • Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
  • Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
  • При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
  • Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок.

Что мы понимаем под насилием в семье?

Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. Государство, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. В Лондоне в начале века существовало такое правило: "Муж сварливой жены имеет право побить ее дома, при условии, что палка, которую он использует, не будет толще большого пальца его руки". В Америке в 1824 году закон официально освободил мужей от ответственности при умеренном физическом наказании жены в случаях "крайней необходимости".

Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества? В Америке и Европе это произошло в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин и женщин в браке и на работе получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным женским организациям, специалистам в области гендерных исследований и социальным работникам.

В Советском Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых преступлений. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.

Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года, по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений.

Происходит криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.

Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные - дети и престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. Жертвы, оказывающие сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет пассивность. Хотя известно, что сопротивление может привести к наиболее тяжким последствиям.

Также в обыденном сознании, как и в официальных документах, утвердилась упрощенная точка зрения, что насилие в семье сводится только к физическому насилию.

Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы; и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления, о его причинах и условиях; отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия; судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия; высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Под насилием в семье следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи.

Так как это социальное явление многообразно, различны и формы, в которых оно определяется. Так в международных правовых актах выделяют следующие формы насилия в семье:

  • физическое насилие,
  • психическое насилие,
  • сексуальное насилие,
  • экономическое насилие.

Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости:

  • со стороны родителей по отношению к детям,
  • со стороны одного супруга по отношению к другому,
  • со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Чаще всего, как показывает опыт работы Кризисного центра, сначала проявляется психическое насилие, которое в определенный момент дополняется различными по степени тяжести физическими действиями, а затем оно может перерасти в физическое или сексуальное насилие.

 

Мифы и факты о насилии в семье

  1. Женщины, подвергающиеся насилию в семье - мазохистки. Им доставляет удовольствие, когда их бьют.
    В основном считается, что избивают женщин, которые "хотят и заслуживают быть избитыми", поэтому они не уходят и терпят такое отношение. Этот миф подразумевает, что она получает сексуальное удовольствие от того, что избиваема мужчиной, которого она любит.
  2. Женщины провоцируют насилие и заслуживают его.
    Это широко распространенное убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям. Ни одно существо не заслуживает побоев, однако в реальности обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.
  3. Женщины, подвергающиеся насилию, всегда могут уйти от обидчика.
    В обществе, где женщинам предписано с культурной точки зрения верить в то, что любовь и брак являются для них истинной самореализацией, часто считается, что она имеет право и свободу уйти из дома, когда насилие становится очень серьезным. На самом деле, в реальности, существует очень много препятствий для женщин на этом пути.
  4. Однажды подвергшаяся насилию женщина - навсегда жертва.
    Пройдя консультирование у специалистов, женщина может возвратиться к "нормальной" жизни, если цикл насилия разорван, и женщина не находится в ситуации насилия и опасности.
  5. Однажды обидчик - навсегда обидчик, однажды ударив, человек не может остановиться.
    Если верна теория психологически приобретенного насильственного поведения, то обидчиков можно научить навыкам неагрессивного поведения.
  6. Мужчины-обидчики ведут себя агрессивно и грубо в отношениях со всеми.
    Большинство из них способны контролировать свое поведение и понимают, где и по отношению к кому можно проявлять агрессивные эмоции.
  7. Те, кто избивают, не являются любящими мужьями или партнерами.
    Они используют любовь для того, чтобы удержать женщину в рамках насильственных отношений.
  8. Обидчики, применяющие насилие, психически нездоровы.
    Эти мужчины часто ведут "нормальный" образ жизни, за исключением тех моментов, когда они позволяют себе вспышки агрессивного поведения. Социальный статус таких мужчин может быть довольно высоким, они могут занимать руководящие посты, вести активную социальную жизнь, быть успешными в бизнесе.
  9. Мужчины, подвергающие насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и проблемами в жизни.
    Состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей.
  10. Мужчины, избивающие жен, избивают также и детей.
    Это случается примерно в одной трети семей.
  11. Мужчина прекратит насилие, "когда мы поженимся".
    Женщины думали, что эти мужчины прекратят контролировать, если они поженятся. Предполагается, что добившись своего, он должен успокоиться и поверить, что она его любит, так как брак является наивысшим доказательством любви. Однако проблема в том, что власти не бывает много, и цикл насилия продолжается.
  12. Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или "а остаюсь только из-за детей".
    Без сомнения, в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия.
  13. Домашние ссоры, рукоприкладства и потасовки характерны для необразованных и бедных людей. В семьях с боле высоким уровнем достатка и образования такие происшествия случаются реже.
    Насилие в семье не ограничивается определенными слоями и группами населения. Это случается во всех социальных группах независимо от уровня образования и доходов.
  14. Ссоры между мужьями и женами существовали всегда. "Милые бранятся-только тешатся". Это естественно и не может иметь серьезных последствий.
    Ссоры и конфликты действительно могут присутствовать во многих отношениях. Отличительной чертой насилия является серьезность, цикличность и интенсивность происходящего и последствий.
  15. Пощечина никогда не ранит серьезно.
    Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.
  16. Причиной насилия является алкоголь.
    Принятие алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков много мужчин, не употребляющих табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
  17. Насилие в семье - новое явление, рожденное современными экономическими и общественными переменами, убыстряющимся темпом жизни и новыми стрессами.
    Обычай избивать жену так же стар, как и сам брак. В самые давние времена, свидетельства о которых дошли до нас, закон открыто поощрял и санкционировал обычай избивать жену.
  18. Сейчас домашнее насилие - явление редкое. Оно осталось в прошлом, когда нравы были более жестокими, и женщины считались собственностью мужчин.
    Насилие в семье - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав женщин, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Существование этих и других мифов о проблеме насилия в семье ложится дополнительным грузом на плечи женщин, которые подвергаются насилию. Все это -барьеры на пути к нормальной жизни.

Из брошюры "Практические методы оказания помощи жертвам насилия" (по программе правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов)

Влияние насилия на жертвы

Механизмы поведения женщин | Почему женщина остается с обидчиком
Советы психолога по посттравматическому стрессовому синдрому

Люди, живущие в ситуации насилия и являющиеся пострадавшей стороной, могут испытывать следующие чувства:

  • ужас
  • сверхбдительность
  • смятение
  • чувство беспомощности, безнадежности или бессилия
  • беспокойство о безопасности
  • чувство вины
  • чувство подавленности
  • кошмары по ночам
  • потеря уверенности в себе
  • навязчивые воспоминания
  • приступы тревоги
  • депрессия
  • фобии
  • печаль
  • мысли о самоубийстве
  • самообвинения
  • потеря веры
  • духовные сомнения
  • отказ от участия в церковной жизни, в жизни общества, семьи
  • прекращение духовной практики
  • изменения сексуальной активности
  • алкогольная/наркотическая зависимость
  • желание возмездия

Механизмы поведения женщин, подвергающихся избиениям:
почему она остается?

ДЕТСТВО ЖЕНЩИН, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ИЗБИЕНИЯМ: Может быть, насилие было обычным делом в семье, в которой она выросла: отец бил мать, братья и сестры били друг друга. Дети оскорбляют тех, кого оскорбляют в семье

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: Экономическая безопасность для себя и своих детей, ограниченная помощь со стороны государства; не может заработать столько же, сколько и мужчина: тот, кто избивает, контролирует деньги

СТРАХИ ЖЕНЩИН, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ:

  • Не существует способа защитить себя, даже в том случае, если придет полиция и арестует его. Женщина уверена: если донесет на него, то он отомстит ей или причинит вред тому, кто ей дорог, или чему-нибудь, что является ценным для нее (детям, домашним животным и т.д.). Она приносит себя в жертву ради спокойной жизни других.
  • Если она донесет на него, то муж потеряет работу
  • Никто ей не поверит
  • Может потерять своих детей, так как суд решит, что она не смогла остановить насилие в семье или суд передаст опеку над детьми мужу
  • Боится, что от нее отвернутся люди. Особенно это актуально для маленьких городков, этнических или строгих религиозных сообществ.
  • Может остаться человеком без документов, незаконно проживающей иностранкой
  • Она может быть лесбиянкой, представителем этнического меньшинства и по этой причине бояться несправедливого обращения
  • В некоторых культурах люди остерегаются полиции, службы социальной помощи и представителей правительственных структур
  • Она не просит о помощи либо из-за самолюбия, либо из-за незнания о существовании системы, которая способна их защитить

ИЗОЛЯЦИЯ ЖЕНЩИН, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ: Хранить секрет.

  • Тот, кто ее избивает, может разрушить все другие ее взаимоотношения
  • Изоляция поддерживает веру в его всемогущество
  • Может не знать о существующих службах
  • Представители медицинских служб не собирают точную информацию о характере повреждений
  • Люди и представители соответствующих служб устали помогать женщинам, которые пытаются уйти из семьи, но пока не смогли этого сделать
  • Сохранение секрета означает, что нет людей, которые могли бы помочь ей или то, что супружеская пара обнаруживает, что отношения, основанные на насилии - это серьезная проблема
  • Депрессия и суть насилия

ЖЕНЩИНА, ПОДВЕРГАЮЩАЯСЯ НАСИЛИЮ, ДУМАЕТ О ТОМ, КТО ЕЕ ИЗБИВАЕТ:

  • Что она до сих пор любит его и зависит от него эмоционально
  • Только она одна может помочь ему разрешить его проблемы, избавиться от алкогольной зависимости и депрессии
  • Она убеждена, что как только он перестанет пить или принимать наркотики, он престанет глумиться над ней

Почему женщина остается с обидчиком

Из брошюры "Практические методы оказания помощи жертвам насилия" (по программе правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов):

Поведение, которое может казаться "безумным" (т.е. желание вернуться к партнеру, несмотря на крайне жестокое обращение), может на самом деле быть нормальной реакцией на "безумную" ситуацию. Представление о том, что жертвы домашнего насилия не уходят от своих мучителей, потому что им нравится такое обращение, - миф.  Они не ищут насилия и не хотят подвергаться избиениям.

Причины того, что жертва не прекращает своих отношений с лицом, допускающим акты домашнего насилия, многочисленны и различны в каждом отдельном случае. Существует миф о том, что жертва может легко разорвать эти отношения, если захочет, и партнер даст ей уйти, не прибегая к насилию как к средству ее удержания.

Жертвы домашнего насилия называют в качестве основной причины того, что они не пытаются уйти от своего мучителя, реальный страх перед эскалацией насилия. Из предыдущего опыта жертва часто знает, что как только она пытается воспользоваться чьей-то помощью, интенсивность насилия возрастает. Исследования показывают, что при разрыве жертвой отношений насилие часто возрастает. "Национальная статистика по уголовным преступлениям" показывает, что почти в 75% случаев применения насилия между супругами партнеры были в разводе или жили раздельно (Департамент юстиции США, 1983, Вашингтон). Лицо, допускающее акты домашнего насилия, может постоянно говорить своей жертве, что она никогда не избавится от него. На основе своего опыта, когда она пыталась освободиться от него, жертва верит таким утверждениям. Иногда такое лицо выслеживает жертву или отбирает у нее детей в попытке вернуть ее. С этой же целью он может воспользоваться помощью родственников или друзей.

Кроме страха, к причинам того, что жертвы не разрывают отношений с партнером, относятся:

  • отсутствие реальных альтернатив в том, что касается трудоустройства и финансовой помощи, особенно для жертв с детьми (часто финансы находятся под контролем преступника);
  • отсутствие жилья, которое жертва может себе позволить, и которое стало бы надежной защитой для жертвы и ее детей;
  • иммобилизация в результате психологической и физической травмы (травмированные лица часто не могут мобилизовать все огромные силы, необходимые для прекращения отношений и начала новой жизни для себя и своих детей, особенно в период непосредственно после травмы);
  • культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой;
  • партнер, психологи, суды, священники, родственники и т.д., которые убеждают жертву, что она сама виновата в насилии и что она может остановить его, подчинившись требованиям партнера.

Жертва, которая, на первый взгляд, отказывается давать показания против партнера, имеет ту же цель, что и суд: остановить насилие.

Вопреки распространенному мифу о том, что все жертвы домашнего насилия пассивны и склонны к повиновению, они часто используют различные стратегии для того, чтобы как-то пережить домашнее насилие и оказать ему сопротивление. Иногда жертва обращается за помощью к системе уголовной юстиции и проходит через весь процесс лишь для того, чтобы увидеть, что суду не удается остановить насилие в краткие сроки. Таким образом, жертва вынуждена вернуться к своей старой стратегии выживания, состоящей в выполнении требований партнера в ходе судебного процесса, ибо ей представляется, что партнер больше контролирует ситуацию, чем суд.

В то время как суд может остановить насилие в долгосрочном плане, используя средства правовой защиты, жертва пытается остановить насилие немедленно. Используя ряд подходов, таких как подтверждение приуменьшения или отрицания факта насилия со стороны партнера, доверие к его обещаниям, что это больше не повторится, требования, чтобы суд приостановил действие защитного ордера, неявка в суд, утверждения, что она "все еще его любит", и т.д., жертва может иногда остановить насилие на время.

Поведение жертвы, включая нежелание давать показания в уголовном процессе, является результатом того, что она травмирована насилием и что она - человек, которого истязает другой, близкий ей человек. Часто поведение жертвы является непосредственной реакцией на то, что сделал преступник перед судебным заседанием или что он делает во время этого заседания. План обеспечения собственной безопасности жертвы может просто отличаться от плана обеспечения ее безопасности, разработанного судом.

Вместо того, чтобы считать поведение жертвы мазохистским и безумным, следует отнестись к нему как к нормальному поведению, важному для выживания жертвы и ее детей.

 

ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ С ЖЕСТОКОСТЬЮ В СВОЕЙ СЕМЬЕ?
Преодоление долговременных последствий внутрисемейной агрессии

Советы психолога

Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи. Поэтому, если сохраняются долговременные последствия внутрисемейной агрессии, то рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту. Однако есть сфера, где возможна самопомощь. Это сфера переживаний, когда вы отмечаете, что:
1) вам не спится, потому что в голову лезут неприятные мысли;
2) внезапно, помимо вашей воли, перед внутренним взором возникают эпизоды внутрисемейного насилия;
3) вы ловите себя на том, что пытаетесь избежать всего, что вам напоминает о вашем агрессоре.
Такие состояния чрезвычайно тягостны, так как со временем неприятные воспоминания приобретают все большую назойливость и агрессивность, и вам все больше сил требуется, чтобы защитить свое сознание от них.
Как правило, возникновение таких состояний связано с применением одной из неправильных стратегий преодоления. 

ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ С ЖЕСТОКОСТЬЮ В СВОЕЙ СЕМЬЕ?
Преодоление долговременных последствий внутрисемейной агрессии

Советы психолога

Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи. Поэтому, если сохраняются долговременные последствия внутрисемейной агрессии, то рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту. Однако есть сфера, где возможна самопомощь. Это сфера переживаний, когда вы отмечаете, что:
1) вам не спится, потому что в голову лезут неприятные мысли;
2) внезапно, помимо вашей воли, перед внутренним взором возникают эпизоды внутрисемейного насилия;
3) вы ловите себя на том, что пытаетесь избежать всего, что вам напоминает о вашем агрессоре.
Такие состояния чрезвычайно тягостны, так как со временем неприятные воспоминания приобретают все большую назойливость и агрессивность, и вам все больше сил требуется, чтобы защитить свое сознание от них.
Как правило, возникновение таких состояний связано с применением одной из неправильных стратегий преодоления.

Как избавиться от неприятных воспоминаний или впечатлений?
Неверные способы:

  1. Пытаться отвлечься или думать о другом. Через некоторое время после применения этого способа вам начинают напоминать о нежелательных впечатлениях даже те ситуации, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны с самим происшествием. Ассоциативный процесс становится фиксированным на травматических переживаниях. И о чем бы вы старались ни думать, ваша ассоциация все равно вас приводит к тому, чего вы так стремились избежать.
  2. Другой распространенный способ - использовать свое тело как средство саморегуляции. Это может быть мышечное напряжение всего тела или его частей, сжимание век, губ, зубов и т. п., причиненная себе боль (например, заламывание пальцев, кусание губ, руки и т. п.). Этот способ также на короткое время позволяет избавиться от неприятных впечатлений, но вскоре они возникают вновь.
  3. Третий способ - тем или иным образом достижение состояния транса, когда вам становится все безразлично. Этот способ может быть реализован и путем применения психотропных препаратов, алкоголя и т. п. В более легкой форме гипноидных состояний достигают, например, считая верблюдов перед сном или проговаривая про себя ритмические считалки, или ритмически покачиваясь, либо же за счет избыточной фокусированности на каком-либо предмете и сверхвовлеченности в выполнение каких-нибудь дел.

Все эти способы позволяют лишь на какое-то время защитить сознание. Однако они не решают проблемы и даже через некоторое время проводят к ухудшению состояния и самочувствия, хотя и направлены на избегание нежелательных впечатлений.

Виды насилия над детьми и влияние на детей.

1. Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

  • при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;
  • дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;
  • могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • страх физического контакта, боязнь идти домой;
  • тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

  1. Раны и синяки:
    - разные по времени возникновения;
    - в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
    - непонятного происхождения;
    - имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).
  2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
  3. Повторяющаяся госпитализация.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:
1. жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
2. хаотичная или дезорганизованная семья;
3. потеря интереса и неприятие подростка семьей;
4. низкое качество общения членов семьи между собой;
5. саморазрушающее поведение

2. Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • похищение ребенка;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

4. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

  • ласка, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  • изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
  • сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
  • проституция.

Влияние на ребенка:

  • ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
  • может жаловаться на физическое нездоровье;
  • девочка может забеременеть;
  • ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
  • скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.

ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:

  • поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
  • не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
  • внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
  • не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";
  • не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Из брошюры "За безопасность семьи. Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса". Арзамас, 1999 г.

Дети из семей, в которых практикуется насилие

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.
     Страхи
Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.
     Внешние проявления поведения
Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
     Неспособность выразить чувства вербально
Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие - способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
     Вовлечение в борьбу родителей
Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
     Защитник матери
Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.
     Разочарования
Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
     Отсутствие информации
Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже, почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые, в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.
     Чувство "заслуженности" жестокого обращения
Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает", чтобы его избивали.
     Чувство ненужности
Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
     Изоляция
В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
     Разноречивые чувства по отношению к отцу
Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

 

  1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
  2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
  3. Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
  4. Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
  5. Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребёнку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Джоан забрала твой мяч и тебя это расстроило").
  6. Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
  7. Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
  8. Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ты, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
  9. Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

Несколько советов, что необходимо делать

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Дети этого возраста особенно чувствительны к изменениям в их привычках и нарушению их безопасного окружения. Так как им недостаёт жизненного опыта, чтобы самостоятельно справляться с внезапным стрессом, они особенно зависимы от членов семьи, чтобы успокоиться. В некоторых случаях на них могут действовать, в большей или меньшей степени, реакции родителей или других членов семьи, так как они находятся под их прямым влиянием. Ответы могут быть направлены на восстановление спокойной обычной жизни, обеспечивая возможность как для невербального, так и словесного выражения детских чувств и приобретения новой уверенности.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Регрессивные поступки особенно распространены в этом возрасте. Дети могут стать более замкнутыми и/или более агрессивными. На них, в особенности, могут действовать потеря подаренных предметов или домашних животных. Должны поощряться вербализация их опыта и ведение игр. Пока привычные ожидания могут отойти на задний план, необходимо поставить цель, которая должна как можно быстрее возобновить нормальное функционирование.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: Реакции сверстников очень важны для этой возрастной категории. Дети нуждаются в одобрении со стороны их друзей, для них важно, чтобы их чувства и страхи были обычными. Беспокойство и напряжение могут проявиться в виде агрессии, бунта, замкнутости. У детей этого возраста может возникнуть так называемая "вина спасенного". Групповые обсуждения со сверстниками и взрослыми очень эффективны для уменьшения чувства изоляции и нормализации детских чувств. Также полезно возобновление групповой активности, обычного образа жизни и занятия спортом, которые могут помочь снять напряжение.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ: Большая часть активности и интересов детей этого возраста сконцентрирована на сверстниках. Страх перед тем, что чувства и реакции могут быть необычными, и не восприняты, может подтолкнуть подростков к замыканию в себе или депрессии. Психосоматические реакции широко распространены. Подросток может быть недоволен нарушением его распорядка, а также раздражаться из-за того, что иногда в обществе на него не возлагают обязанности как на взрослого человека. Раздражение, злость или вина могут проявляться в безответственных поступках. Необходимо поощрять подростков в том, чтобы они поддерживали отношения с друзьями и участвовали в спортивной и общественной жизни. Очень полезны в нормализации их чувств групповые обсуждения. Их необходимо поощрять и стимулировать, участвовать в общественной жизни (чтобы уметь правильно реагировать на проявления насилия).

Особенности насилия в подростковом возрасте

  1. Изоляция
    Обычно пострадавший - подросток изолирован от своих сверстников из-за контролирующего поведения партнера. Выполнение следующих задач развития приостанавливается из-за изоляции:
    • установление новых и зрелых отношений со сверстниками обоих полов
    • установление социальной роли
    • эмоциональная независимость
    • способность развивать личные ценности и убеждения
  2. Нехватка опыта в области близких отношений
  3. нехватка информации о здоровых отношениях
  4. нереалистичные ожидания (верят в то, что всегда будут вместе) могут привести к трудностям в отношении к насилию как к проблеме
  5. восприятие ревности и контролирующего поведения как проявление любви и верности
  6. это случается чаще, чем между взрослыми - жертвами насилия по отношению к взрослым обидчикам, поэтому вы:
  7. не должны рассматривать только физическое насилие, чтобы определить, кто является пострадавшей стороной, а кто - обидчиком в случаях насилия в подростковом возрасте
  8. взрослые преуменьшают важность отношений в подростковом возрасте
  9. Жертвы-подростки применяют физическое насилие
  10. Подростки с неохотой обращаются за помощью к взрослым
    Они боятся, обоснованно или нет, что если они расскажут кому-нибудь о насилии, то будет казаться, что они сделали что-то не так. Они могут также испугаться, что у них отберут недавно приобретенное чувство свободы.
  11. Насилие влияет на успеваемость в школе и планы на будущее

 

Подростки, подверженные риску испытать насилие на стадии свиданий

Тревожные признаки

  • Низкая самооценка
  • Считает насилие способом решения проблем
  • Считает, что словесное оскорбление и угроза физическим насилием - это нормально
  • Испытывает трудности в установлении позитивных отношений с женщинами или девушками
  • Отсутствует сочувствие к другим
  • Трудности в общении со сверстниками
  • Потребность в немедленном удовлетворении
  • Низкий контроль импульсов
  • Внезапные вспышки гнева
  • Трудности со свиданиями
  • Унижает женщин
  • Позиция жертвы
  • Трудности в отношениях с администрацией
  • Неуместный физический контакт
  • Неспособность ставить цели на будущее
  • Был свидетелем насилия в семье по отношению к своей матери
  • Трудности с принятием ответственности за свои действия
  • Безнадёжность
  • Депрессия
  • Не развиты навыки принятия решений и решения проблем
  • Сексуальные домогательства
  • Трудности в выполнении инструкций и заданий
  • Малый интерес или его отсутствие в приобретении жизненно важных навыков
  • Боязнь неудач/волнение

Асоциальное поведение

  • Словесные оскорбления
  • Физическое насилие
  • Эмоциональные оскорбления
  • Сексуальная озабоченность
  • Изнасилования
  • Насилие на стадии свиданий
  • Прогулы занятий в школе
  • Правонарушения
  • Плохая успеваемость
  • Вхождение в банду
  • Раннее отцовство
  • Приводы в милицию
  • Преследования
  • Риск употребления наркотиков, алкоголя, курения.

 

Как разговаривать с подростками на тему насилия в отношениях

Из-за своей неопытности подростки особенно восприимчивы к традиционно принятым ролям мужчины и женщины, в т.ч. к мнению о том, что женщины должны быть пассивными и уступчивыми, а мужчины должны доминировать и иметь право поддерживать свою власть с помощью жестокости. Это приводит к тому, что подростки чувствуют замешательство по поводу того, что является нормальным поведением в области сексуальности, принятия решений, предохранения от беременности, и им трудно судить о том, какое поведение можно назвать насильственным. Однако из-за своей неопытности подростки также особенно восприимчивы к информации об отношениях с противоположным полом. Если мы будем работать эффективно, мы сможем научить подростков искусству отношений, которое они будут использовать в течение всей жизни.

Моделирование уважительного отношения.
У вас важная роль в предотвращении насилия не только потому, что вы помогаете в проведении этой программы, а также потому, что вы сами являетесь образцом уважительного отношения. Занятия, которые проводит 1 мужчина и 1 женщина, особенно эффективны, т.к. ведущие могут показать уважительное отношение к школьникам, а также моделировать уважение и равенство между мужчиной и женщиной.

Уважительное отношение к школьникам - это проявление уважения к их индивидуальным особенностям и понимание того, что многим школьникам трудно говорить о насилии, особенно если они являются жертвами насилия в семье, в отношениях друг с другом или в других ситуациях. При проведении занятий с активным участием школьников необходимо проявлять уважение к учащимся. Ведущие должны подталкивать школьников к тому, чтобы они думали и развивались, но следует избегать критики и нетерпеливости.

Разговаривая с подростками
Разговор с подростками о насилии на стадии свиданий может быть осложнён тем, что они оказывают противодействие, считая, что взрослые "читают им мораль". Для подростков в целом, а особенно для мальчиков, трудно открыто участвовать в обсуждении темы насилия. Наилучших результатов можно достичь, когда мы готовы выслушать то, что говорят подростки и учиться у них. Также ценным подходом является обучение подростков тому, как разговаривать со сверстниками на тему насилия на стадии свиданий.

Особенно трудно разговаривать на эту тему с мальчиками-подростками. Важно помочь мальчикам понять, что одной из причин насилия является дискриминация по отношению к женщине. Однако следует учитывать ту важную роль, которую играют в их жизни взрослые женщины и возможность того, что мальчики могут сильно зависеть от них. Также ясно, что мальчики-подростки, хотя они уже подражают стереотипам мужчин, не имеют доступа к полной социальной, культурной, общественной власти взрослых мужчин. Мальчики и девочки, особенно в раннем подростковом возрасте, также ненамного отличаются друг от друга по размеру и физической силе. Но по мере роста этих различий в подростковый период, мальчики чаще имеют возможность применять власть и контроль в своих отношениях с девушками.

Когда вы говорите о том, как мальчики и мужчины злоупотребляют своей властью, отметьте, что вы не выделяете никого конкретно и что вы говорите об общей проблеме, а не о конкретных людях.
 При подозрении на то, что ваш близкий перенес насилие, необходимо обратится за помощью к работникам сферы психического здоровья.