Гиперактивный ребенок. Рекомендации для родителей

Гиперактивный ребенок. Рекомендации для родителей!

    Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Ребенку с признаками СДВГ свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

    Для того, чтобы ставить диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности, требуется пройти нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

    Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур мозга, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания.

    Работа с гиперактивным ребенком будет эффективна, если она будет выполняться родителями, в содружестве, с психологом, педагогами, другими родственниками, неврологам, педиатром. 

    Хочу предложить родителям в общении с гиперактивным ребёнком учитывать следующие общие рекомендации: 

1. Организовать  режим дня.

Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима. Режим помогает ребенку чувствовать себе более уверенно и понимать, какое действие за каким следует. 

2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.

Для гиперактивного ребенка очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мы читаем или мама читает сказку, если речь идет о дошкольнике и т.д). 

3. Создать ритуалы.

Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить  режим дня.  Как вариант, «Ритуал совместных 10 минут». Каждый день ребёнок делиться своими чувствам, мыслями, желаниями  с родителями, а они с ним. 

4. Ориентируйтесь на состояние ребенка.

 Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, моменты, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз».

И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать?.

5. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка.

Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол.

6. Организуйте специальное место для спортивного комплекса. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.

7. Учить ребенка расслабляться. Это можно делать в форме веселой игры, с помощью тактильных прикосновений, работой с глиной, карандашами, с помощью контакта с водой, с помощью просмотра добрых мультфильмов, фиксированного времени игры за компьютером. 

8. Поддержка ребёнка. В чём и как она проявляется? Она проявляется:
- в опоре на сильные стороны ребенка.
- в избегании подчеркивания промахов ребенка. Лучше побуждать его думать и спрашивать, как он оценивает свой результат. 
- показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
- в умении и желании демонстрировать любовь к ребенку.
- в помощи ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться, если у него возникают трудности.
- внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
      - знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием, задавая ему прямые вопросы, пробовал ли он выполнить задание и как? 
- уметь взаимодействовать с ребенком.
- позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- принимать индивидуальность ребенка.
- проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
     -демонстрировать оптимизм.

Психолог: Кулага Е.Н