Как говорить с детьми о смерти

Как говорить с детьми о смерти

Время от времени в жизни каждой семьи происходят потери,  смерти и расставания. И взрослым трудно говорить об этом, а если есть необходимость сообщить о смерти близкого ребенку, то такая задача кажется и вовсе неразрешимой. Как правило, взрослые до последнего оттягивают момент беседы с ребенком, пытаются объяснять малышам метафорически, уходя от прямых сообщений, считая, что это травмирует их намного сильнее.

Как же подобрать правильные слова, как вести себя с ребенком в такой непростой для всех ситуации? Как сделать так, чтобы он пережил смерть близкого человека с наименьшими эмоциональными потерями для себя?

Постараемся дать ответ на самые распространенные вопросы, с которыми сталкивается семья, потерявшая близкого.

Как говорить детям о смерти?

Постарайтесь выбрать тихое место, где никто не будет вам мешать, сядьте близко к ребенку и расскажите просто и честно как есть. Не бойтесь слов, обозначающих смерть: «умер», «мертвый» и т.д. Не избегайте тактильного контакта, обнимите ребенка, если тот не сопротивляется, возьмите за руку. Расскажите просто и понятно как умер близкий (например, «папа попал в аварию, он очень сильно пострадал от этого, и он умер»)

  Не употребляйте эвфемизмы, обозначающие смерть («потеряли», «ушел от нас», «ушел в иной мир», «уснул», «оставил»). Эти выражения оставляют много неясного для ребенка и могут питать его страхи, например, что его оставят, может начать бояться ложиться спать. Дети могут многого не понимать и спрашивать, что это значит: «мертвый»? Объясняйте и это простыми, честными словами: «больше не живет, не может дышать, кушать, спать, разговаривать, слышать и чувствовать, быть с нами».

Если ребенок задает вопросы, на которые вы не можете ответить («почему умер»), признайтесь ему в этом. Можно попробовать объяснить, что смерть – то, что происходит со всеми живыми существами, часть их жизни, мы не можем этим управлять, это происходит и все.

Иногда дети возлагают вину за смерть близкого на себя, тогда необходимо очень прямо сказать: «Ты не виноват, ничто из того, что ты сказал или сделал, подумал, не стало причиной смерти».

 

Нужно ли брать детей на похороны?

Каждая семья подобный вопрос решает для себя самостоятельно. В нашей культуре скорее не принято это делать, но при принятии решения следует помнить, что похороны, поминки – это ритуал прощания с умершим, который облегчает в последующем переживание горя утраты, в котором семья принимает участие вся, объединенная общими чувствами, можем ли мы в новой и пугающей ребенка ситуации лишить его подобной поддержки семьи, отставив его в сторону?

Как правило, если ребенок старше шести лет, его можно брать на похороны, если вы ему предлагаете и он хочет. Когда ребенок участвует в похоронах вместе со своими близкими, он, как и остальные члены семьи, получает возможность выразить свои чувства, горе, получить поддержку семьи, проститься с умершим. Он находится со своей семьей, теми, кто живет, несмотря на потерю, и чувство принадлежности дает ему чувство базовой безопасности.

Но необходимо заранее подготовить ребенка к тому, как прощание происходит на похоронах. Расскажите, что, скорее всего, кто-то будет плакать. Разрешите детям задавать вопросы и если вы сами не в силах отвечать на них, попросите сделать это кого-то из знакомых ему близких.

 Вместе с тем, не стоит ребенка заставлять идти на похороны, и позаботьтесь, чтобы у него не возникало чувство вины в связи с этим.

Детям не вредит, если они наблюдают горевание, печаль и слезы других людей, наоборот, это обучает их способам выражения горя. Часто, взрослые боятся неадекватного поведения детей на похоронах, но мы же помним, что дети всему учатся у нас, если мы ведем себя понятно для окружающих, нет оснований ожидать от детей обратного.

Дети могут задавать множество вопросов про смерть, про похороны, повторяя их неоднократно и в одном разговоре и на протяжении некоторого времени. Важно отвечать им как можно более честно, просто и открыто, не прерывая их интерес.

 

 Когда детям можно разрешать начинать играть снова?

Как только появится такая потребность. Горе у них может проявляться волнами. Они не горюют непрерывно, нуждаясь в передышке; она дает им возможность по-своему выражать чувства. Движение, игра помогают им избавиться от тревоги и пережить стресс.

 

Понимают ли дети происходящее?

0-2 года – утрата понимается как временная разлука.

2-6 лет – ребенок обладает так называемым магическим мышлением: верит в возможность предотвратить или «наколдолвать»/ вызвать любое событие.

6-12 лет – конкретное мышление: «потеряли», «уснул», «ушел» воспринимается буквально.

12 лет и старше – реалистическое мышление, позволяет понимать окончательность смерти.

 

Как родители могут помочь ребенку?

 

Самое главное, что вы можете сделать для ребенка – это быть с ним рядом, быть с ним честным и любить его.

Ребенок, переживший утрату, очень нуждается в родительском терпении, защите, безопасности, доверии, ему, как и вам, тоже нужна поддержка. Необходимо заботиться о ребенке, утешать его, уделять больше внимания и времени.

Чтобы не стимулировать или не поддерживать страхи необходимо сообщать, куда вы идете и когда вернетесь назад. Если вы оставляете его надолго, звоните, чтобы сообщить, что у вас все хорошо.

Позволяйте выражать свои чувства, горе, позволяйте плакать и говорить об умершем. Помогите ребенку часто возвращаться к воспоминаниям о нем, особенно в первое время. Не торопите его словами о том, что пора уже забыть, он забудет, когда сможет. Разъясняйте ребенку реакции и чувства, которые он испытывает, называйте их: например, «тебе грустно», «ты печалишься» и т.п. Помогите ребенку поделиться своими страхами и переживаниями. Разделяйте его стремление к безопасности. Если ребенок испытывает чувство стыда или вины, скажите что никто не может научить его, как вести себя в такой ситуации, это произошло независимо от него и он не виноват ни в чем.

 Будьте терпеливы к переменам в поведении: если появляются трудности, связанные с концентрацией внимания, с выполнением обязанностей в школе и других сферах, если наблюдается регрессия в поведении (начал сосать палец, например). Снизьте несколько уровень требований к нему, требуйте некоторое время от него простых и понятных вещей, с которыми, вам точно известно, он справится.

 

В каких случаях следует обращаться к специалистам?

 - ребенок долго плачет и не может успокоиться

-  появились частые и продолжительные приступы гнева

- происходят очень резкие перемены в поведении

- заметно снижается школьная успеваемость

- надолго замыкается в себе, теряет интерес к вещам, которые раньше доставляли ему удовольствие, к друзьям, становится безразличным, молчаливым

- нарушается аппетит и сон, мучают кошмары

- появились жалобы на различные недомогания, худеет

- мрачно смотрит в будущее.