Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Причины заикания - нарушения в деятельности нервной системы. Может развиться по двум причинам:
1. Предрасположенность головного мозга к заболеваниям.
Предрасположенность может появиться у детей, родители которых так же имеют какие-либо неврологические заболевания, особенно если у родителей наблюдалось в детстве либо сохраняется и сейчас заикание. Очень часто заикание выявляется у детей с нарушениями развития головного мозга в период беременности. Появлению предрасположенности головного мозга к нарушению нервной деятельности способствуют внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, недоношенность, травмы во время беременности и в родах. Так же, на предрасположенность головного мозга к появлению заикания, влияет характер ребенка, его способность приспосабливаться к изменяющимся факторам внешней среды. Дети, которые не способны в сложные моменты своей жизни быстро сориентироваться и принять решение, будут больше подвержены заиканию.
2. Внешнее воздействие. Сюда можно отнести:
- инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
- травмы и повреждения головного мозга (сотрясение головного мозга; ушибы);
- трофические заболевания, вызывающие поражение головного мозга (сахарный диабет);
- функциональная незрелость головного мозга;
- заболевания, вызывающие общее ослабление организма (частые простудные заболевания, глистные инвазии, рахит);
- сопутствующие заболевания и состояния (энурез, бессонница, повышенная утомляемость, ночные страхи и кошмары);
- психологические травмы (испуг, страх, хронический стресс);
- неправильное воспитание в семье (избалованность, изнеженность ребенка, воспитание «примерного» ребенка);
- неправильное формирование речи ребенка (скороговорение, быстрая нервная речь родителей);
- подражание взрослым. Если один из родителей заикается, ребенок может так же заикаться. При этом процесс формирования заикания происходит двумя путями: либо ребенок непроизвольно начинает заикаться при разговоре с родителем (при этом, при общении с другими людьми, ребенок не заикается), либо в форме подражания речи взрослому (при такой форме заикание будет наблюдаться и при общении с человеком, который не заикается).
Если ваш ребёнок заикается
- Родителям необходимо создать спокойная обстановка в семье и соблюдать правильный общий и речевой режим.
- Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
- Не следует разрешать часто и долго играть в компьютерные игры, смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.
- Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
- Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (компьютерные игры, кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
- Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания может быть: сидение на стуле, лишение участия в любимой игре и т.п.
- Говорить надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но, ни по слогам и не нараспев.
- Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
- Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
- Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом.
- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
Лечение детей с заиканием проводится совместно педиатром, логопедом, психологом. Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Психолог или психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми. А также, учить ребенка навыкам саморегуляции и самообладания, в тех ситуациях, когда начинается заикание. Логопед помогает ребёнку преодолеть речевые дефекты и быть уверенным в своих силах.