Ребенок, когда рождается на свет, лишен установок о том, что такое хорошо, что такое плохо. У него нет предубеждений о его теле, ребенок не думает о своем теле в категориях: красиво/некрасиво. Он проявляет любопытство относительно возможностей своего тела, его особенностей (интересуется, как он растет, почему его тело покрыто кожей и т.д.). Ребенку как будто дан дар - видеть свое тело, рассматривать его, не давать ему оценку. Мы все обладаем или обладали этим даром. Но, на этапе взросления, оказывается, что тело должно быть каким-то определенным. Эту информацию мы получаем из различных источников, среди них, например, семья, сверстники, социальные сети, сми, фильмы, книги и многое другое. Хотим мы этого или нет, но мы усваиваем те стандарты, представления, установки, которые существуют в культуре, к которой мы принадлежим. И это важно для развития и становления человека, потому что люди не существуют в вакууме, таким образом, с помощью механизма стереотипизации, к примеру, мы адаптируемся среди многообразия представлений о человеке, мире, и, безусловно, о теле.
Тело часто подвергается атаке, потому что оно на виду, это то, что трудно скрыть, то, что бросается в глаза. Я думаю, некоторые из вас помнят школьные дразнилки: в основе них, обычно, лежит то, что на поверхности, видимо глазу, а также то, что может отличаться от усвоенных «стандартов»: вес, рост, возраст, социальное положение. Другой, который не я, может вызывать много напряжения, если он другой, то он может быть небезопасным, это тоже такой механизм защиты - нападение на небезопасного другого, или его избегание. Ребенок на этапе взросления может замечать, что по отношению к его телу относятся оценочно, например, над ним шутят: «толстяк», «дылда», «шпала», «урод». Особенно чувствительны в отношении оценок подростки, для которых мнение референтной группы является значимым. Подросток испытывает много страданий от того, что тело меняется, растет, так еще и тело какое-то не такое и осуждаемое. Тело сравнивается с другими, часто не в свою пользу. Появляется идея, что тело необходимо как-то поменять, чтобы быть принятым. Тут на помощь приходит беспощадный маркетинг, готовый предложить все что угодно, дать любые обещания, чтобы мы купили этот антицеллюлитный крем, чай для похудения, марафон и т.д. Из социальных сетей льется море советов, что в таком случае делать: меньше есть и больше двигаться, сидеть на диете, ограничивать потребление углеводов, жиров, считать калории. С этого момента у многих девушек и парней, страдающих нарушениями пищевого поведения, начинается путь длиною в жизнь. Конечно, нездоровые отношения с телом формируются под воздействием наших личностных особенностей, особенностей контакта со значимыми близкими, в первую очередь, с матерью (насколько мать давала любовь, заботу, безопасность, было ли сформировано базовое доверие к миру). Нет единой причины, почему возникают нарушения пищевого поведения, важно говорить о совокупности факторов у каждого конкретного человека.
На что же стоит обратить внимание, если вы подозреваете у себя, или своих близких, нарушения пищевого поведения? (РПП - это не только нервная анорексия, это также булимия, конвульсивные переедания.
Эти расстройства отличаются друг от друга, но имеют и схожие черты. Именно на схожие черты РПП я предлагаю обратить внимание):
- 1) Колебания веса
- 2) Беспокойство по поводу тела (проверки тела, избегание тела, например, страх смотреться в зеркало, постоянные взвешивание и измерения тела)
- 3) Желание снизить вес, несмотря на нормальный ИМТ
- 4) Ригидные, обильные, экстремальные пищевые правила
- 5) Переедания (особенно, если они случаются несколько раз в неделю)
- 6) Вызывайте рвоты, прием слабительных и мочегонных средств, таблеток для похудения, чрезмерные тренировки)
- 7) Сниженный фон настроения
- 8) Самокритика, чувство вины за съеденное Если вы замечаете у себя вышеприведенные состояния, вам следует обратить за консультацией к психологу ил врачу-психотерапевту, психиатру.