Каждый из нас хотя бы раз покидал кабинет врача в полной растерянности: ничего не понятно, времени на беседу не хватило, не рассказал о важной жалобе, врач назначил кучу лекарств и пр. После подобной консультации обращаться к конкретному специалисту и врачам в целом не хочется, доверия нет, и вообще формируется негативное отношение к медицине. Компетентный и внимательный доктор – это, конечно, больше, чем полдела. Но и пациент участвует в лечении, и также несет свою долю ответственности за его эффективность. Вот несколько «шпаргалок», которые подскажут как вести себя на приеме, что и как спрашивать у врача.
Подготовьтесь к приему
Качественно собрать анамнез (историю болезни) – это задача доктора. «Домашнее задание» пациента перед приемом – четко определить причину обращения и описать все возникающие жалобы. Обязательно нужно взять с собой на прием все возможные записи и анализы, а также подготовить собственную память. И если она подводит, записать важные моменты, то есть взять на карандаш.
Вопросы, которые могут помочь подготовиться к приему:
- Какой симптом заставляет обратиться к врачу и больше не может ждать?
- Какими были первые симптомы?
- Принимал ли лекарства? И какие?
- Что я могу узнать о себе у родственников?
- Что я боюсь сказать и что я боюсь услышать?
Заранее составьте список вопросов врачу, это поможет не растеряться.
Не стесняйтесь задавать вопросы и описывать свои ощущения
Ответственность за собственное здоровье лежит в первую очередь на нас самих, потому важно принимать активное участие в лечении. Смело задавайте вопросы и всегда уточняйте, если вам что-то непонятно. Узнавайте у врача о разных вариантах лечения и его этапах, а затем с помощью доктора выбирайте наиболее подходящий. Компетентный врач знает, что отвечать на вопросы и объяснять — часть его работы. Для врача важно в том числе понять отношение пациента к состоянию своего здоровья, потому не стесняйтесь делиться субъективными ощущениями. Не бойтесь показаться глупыми. Даже если ваш комментарий несущественен и скорее выражает опасение, чем жалобу (например, «Я боюсь потерять сознание»), лучше выскажитесь — эта информация поможет врачу правильно вас успокоить.
Не стоит утаивать факты
Мы приходим к врачам, рассчитывая на помощь, но сами усложняем им задачу, утаивая некоторые факты из жизни. Курение, употребление алкоголя или наркотиков, а также медикаментов или БАДов, побочные эффекты от них, нюансы половой жизни, различные заболевания, стрессовые факторы, эмоциональные состояния – все это пациенты часто скрывают или просто забывают рассказать врачу. Это может свести к нулю все попытки лечения. Скрытных пациентов можно понять: хотя бы однажды столкнувшись с резким осуждением, особенно со стороны врача, человек вряд ли захочет делиться с ним неоднозначными фактами из жизни. Но важно найти специалиста, который будет вам не судьей, а союзником. Хороший врач найдет способ помочь при любых обстоятельствах.
На приеме
По большому счету, есть два самых распространенных препятствия в общении пациента и врача – стеснение и страх.
Чтобы прием прошел успешнее и для вас, и для врача, используйте следующие приемы:
Используйте метафоры Если вам трудно описать состояние, пользуйтесь сравнениями. Например, «в груди как будто жар» или «такое чувство постоянной усталости, как будто не спал несколько ночей подряд». Это будет отличной подсказкой для врача, так как у всех нас есть опыт ощущений.
Не называйте симптомы, которые «ожидает» услышать врач К примеру, вас могут спросить: «Бывает, что вас знобит?» и вы автоматически отвечаете: «Да!». При этом ваш «озноб» связан с переживаниями и волнением, и в итоге ознобом как таком по сути не является. Поэтому будьте внимательны, прислушивайтесь к себе.
Информация из интернета При любых непонятных ощущениях и симптомах, мы частенько обращаемся к «лучшему другу, который всегда под рукой» – к интернету. Узнав о том, что вы прочитали кучу информации о своем состоянии, врач, вероятно, не обрадуется, а может будет и вовсе раздражен. Но лучше об этом рассказать, так как ваши знания, полученные таким способом, непосредственно влияют на всю картину болезни, а значит и на лечение. И даже если вас одновременно волнуют признаки бронхита, язвы желудка, депрессии и хронического простатита, лучше спросите об этом. Иначе вы уйдете с «недосказанности» и нерешенными вопросами.
Перефразируйте Если вы не уверены в том, что правильно поняли фразу врача, попробуйте сказать ее же своими словами. Например, врач вам говорит: «Вам следует избегать стрессовых нагрузок», переспросите: «Вы имеете ввиду, что было бы хорошо мне сейчас пойти в отпуск?»
Берите нужную информацию Не бойтесь спрашивать у врача, просить разъяснить более детально и пр. Вы же пациент! «Это важно для меня, расскажите, пожалуйста, более детально об этом моменте» или «Доктор, я по этому поводу крайне волнуюсь, не могли вы рассказать более подробно». Врач может элементарно не знать, что вы не обладаете подобной информацией и не увидеть вашего непонимания.
Ведете на прием ребенка
Дети всегда волнуются перед визитом к врачу. Не зависимо от того, это обычный осмотр или лечебные процедуры. Поэтому обратите особое внимание на подготовку к приему. Расскажите ребенку как будет проходить осмотр, что врач будет задавать вопросы и попросить показать животик или горло, выполнить какое-либо задание (тест, к примеру). Если предстоит болезненная процедура, лучше сказать об это заранее, но не пугать при этом ребенка страшными рассказами. Так вы сохраните доверие к себе.
Взрослому, который ведет ребенка на прием, важно помнить, что он является посредником в общении. Одно дело рассказать о себе, а другое – рассказать врачу о ребенке, и ребенку о враче.
Возможно, у вас есть и собственные способы, которые помогают получать максимум пользы от консультации специалиста. Собирайте все в единую копилку и пользуйтесь НА ЗДОРОВЬЕ!