Проблемы с поведением ребенка возникают у родителей в любом возрасте. Будь это дошкольник, младший школьник или подросток. Просто, в зависимости от возраста ребенка, и поведенческие проблемы будут разные. Условно, хорошее и плохое поведение ребенка определяется теми целями, которые поставили родители в процессе воспитания, той средой, в которой он растет, его возрастными и личностными особенностями.
Нередко на вопрос «Чего бы вы хотели от вашего ребенка?», родители отвечают, чтобы он меня слушал. В связи с этим родителями применяются любые средства для достижения цели. Но, не всегда выбранные воспитательные средства дают положительный результат. И тогда родители могут столкнуться с чувством безысходности, бессилия, раздражения, разочарования. Данные чувства являются лишь маркером того, что необходимы перемены в отношениях с ребенком, возможно совет более опытных мам или специалистов работающих с детьми.
А как же добиться послушания от ребенка и на что стоит обращать внимания, при этом? Кратко об этом сейчас и пойдет речь.
- Возраст ребенка. Необходимо понимать какие умения и навыки формируются в данном возрасте. Справиться ли мое чадо с тем, что я от него требую? Какие потребности являются доминирующими в этом возрасте? Не требую ли я от него слишком много или вообще ничего не требую? Чему я хочу научить своего ребенка, применяя то или иное воспитательное действие?
- Личность ребенка и состояние его здоровья. Здесь учитываются индивидуально-психологические, физиологические особенности, состояние здоровья. К индивидуально-психологическим особенностям относятся такие показатели как темперамент ребенка, тип нервной деятельности, когнитивная и эмоционально-волевая сферы. К физиологическим особенностям относят такие показатели как мускулатура тела ребенка, его рост, вес.
- Семья. Основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте c любовью, внимательно и с пониманием. И, от того, как строятся отношения в семье между родителями и между родителями и детьми в большей степени, чем от других факторов, зависит поведение ребенка. Когда ребенок нелюбим, он плохо чувствует себя в семье. Чаще всего он не осознает ясно этот факт и не сообщает об этом. Он ведет себя так, как умеет, исходя из того опыта жизни, который он приобрел. Свой дискомфорт в отношениях с родителями он может выражать протестом, в виде агрессии что-либо делать, игнорированием родительской просьбы, повышенной слезливостью, страхом и тревогой, часто проявляющейся на соматическом уровне в виде проблем со сном, энурезом, энкапорезом, аллергическими и другими кожными реакциями.
Профилактикой проблем в поведении ребенка выступает глубокий постоянный психологический контакт ребенка с родителями. Это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.