ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

         Проблемы психического здоровья в пожилом возрасте становятся все более актуальными  для общества. С каждым годом количество пожилых людей в Беларуси увеличивается, отмечается феномен «поседения» общества. Существенно увеличилась средняя продолжительность жизни и границы старости значительно отодвинулись.
         В пожилом возрасте происходят физиологические и психологические возрастные процессы, к которым человеку необходимо адаптироваться. Изменяется социальный, профессиональный (выход на пенсию) статус, становится труднее справляться с повседневными задачами из-за снижения познавательные процессов (нарушается память, внимание), ухудшается зрение, слух, координация движений,  повышения энергетических затрат на то, что раньше давалось легко, заостряются черты характера, становится трудно принимать новое.          Появляется ощущение, что становишься обузой для своих родственников, что несостоятелен в профессиональной деятельности, что одинок и никому такой не нужен. Все эти изменения приводят к психологическому напряжению и стрессу. Возрастные изменения необходимо учитывать при работе с пожилыми людьми. Например, при разговоре с пожилым человеком необходимо соблюдать следующие правила: уважительно обращаться по имени (отчеству), говорить отчетливо, медленно, лицом к лицу с пожилым человеком, при этом держать голову на уровне его глаз, проявлять любовь и душевную теплоту, обнимая, если это его не стесняет, внимательно выслушать, обращать внимание на интонацию и тембр голоса, мимику, позу и движения, попытаться установить, какие жесты и сочетания слов, слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания общения, избегать негативной критики, споров, конфликтов; перед тем, как заговорить, проверить, слушает ли Вас человек.
       Наиболее частыми формами расстройств, возникающих в старости, является болезнь Альцгеймера и другие формы деменции (слабоумия), депрессия, нарушения сознания.
        При деменции у пациентов прогрессируют нарушения памяти и интеллекта, что приводит к беспомощности, потере навыков самообслуживания и в дальнейшем к необходимости постоянного постороннего ухода за такими людьми. К сожалению деменция  прогрессирующее заболевание, но на ранних стадиях заболевание можно контролировать и замедлить, поэтому так важна ранняя диагностика таких состояний.
Ранняя стадия обычно проходит незамеченной. Родственники, друзья и зачастую специалисты неверно объясняют симптомы, начинающегося заболевания, считая их нормальной частью процесса старения. Поскольку болезнь развивается постепенно, нередко бывает трудно определить точное время ее начала. Постепенно у человека возникают затруднения при подборе слов в разговоре, ухудшается память на текущие события, возникают серьезные затруднения при принятии самостоятельных решении, нарушается восприятие окружающей среды, узнавание объектов, человек легко теряется, особенно в необычной обстановке, отмечается дезориентация во времени, нарушается понимание сложных и абстрактных мыслей, пропадает инициатива и побуждения действовать, отмечаются безучастность и замкнутость, может развиваться депрессия, появляются признаки агрессии, возникают затруднения при выполнении сложной домашней работы (например, приготовление пищи), пропадает интерес к своим хобби и другим ранее любимым занятиям.
        С развитием болезни проблемы становятся очевиднее и существенно ограничивают занятия. Пожилой человек испытывает трудности в повседневной жизни, к примеру, становится чрезвычайно забывчивым, особенно часто забывая недавние события и имена людей, может теряться в знакомой обстановке, у себя дома или в обществе, не может продолжать жить один без посторонней помощи, не может готовить пищу, делать домашнюю уборку, ходить в магазин, нуждается в помощи при посещении туалета, умывании, одевании, перестаёт осознавать своё заболевание; испытывает нарастающие трудности при общении; проявляет аномальное поведение (например, бродяжничество), может страдать зрительными галлюцинациями.
Когда заболевание начинает прогрессировать, нужно использовать любую возможность, чтобы поддержать способность больного к самообслуживанию, уменьшить его внутренний дискомфорт и изоляцию от окружающих. Могут помочь новые, лучше подобранные очки, более совершенный слуховой аппарат, простой в обращении радиоприемник, книги с картинками и крупными буквами. Надо найти больному полезное и доступное занятие, учитывая при этом его потребности и возможности ухаживающего персонала. Больной человек постоянно нуждается в утешении и подбадривании, нельзя его ругать, делать обидные замечания.
При возникновении подозрений на патологический процесс и болезненные проявления необходимо обратиться к врачу - специалисту (психиатру, неврологу) для адекватной помощи таким пациентам. В домашних условиях таким людям необходима помощь своих близких. Вот несколько советов по уходу:

  • Установите режим пациенту, пытаясь сохранить его привычные занятия. Благодаря режиму повседневная жизнь больного становится более организованной, упорядоченной. Режим становится источником уверенности, защищенности, он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
  • Поддерживайте независимость. Пожилой человек должен как можно дольше оставаться независимым. Это облегчает вашу работу и помогает сохранять чувство уважения к себе.
  • Помогайте сохранять чувство собственного достоинства. Человек, за которым вы ухаживаете, является личностью, не лишенной чувств. Ваше отношение к пожилому человеку, ваши поступки оказывают влияние на него. Будьте терпимы, уважайте чувства, не обсуждайте болезненное состояние в его присутствии.
  • Воздерживайтесь от конфликтов. Конфликты вызывают стресс, как у пожилого человека, так и у вас. Пытайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Не проявляйте гнев, разочарование и раздражительность. Всегда помните - виновата болезнь, а не человек.
  • Пытайтесь постоянно привлекать внимание, давая своему близкому простые задания. Он должен чем-то заниматься, однако, занятия должны быть легкими и доступными. Нельзя давать слишком трудные задания, а так же их выбор должен быть ограничен. Невыполнимые задания вызывают стресс и способствуют ухудшению состояния.
  • Создавайте условия для максимального проявления имеющихся у пожилого человека способностей. Занятия должны быть тщательно продуманы. Они повышают уважение и чувство собственного достоинства. Это нужно поддерживать постоянно. Занятость в доме придает жизни пациента цель и значение. Способности таких людей с течением заболевания могут меняться. Ухаживающий за пациентом должен быть наблюдательным и готовым изменить природу занятий, чтобы не вызвать у него стресс.
  • Позаботьтесь о безопасности в доме. Проявления заболевания такие, как потеря памяти и нарушение координации движений повышают риск травмирования пациента. Необходимо сделать ваш дом как можно более безопасным.
  • Поддерживайте общение со своим близким.

Понимание, и поддержка  лучший способ показать своё уважение к пожилым людям.

 

Врач-психиатр-нарколог
УЗ «Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Катаргина Е.Л.

Врач-психиатр-нарколог (заведующий реабилитационным наркологическим отделением)
Окончила медико-психологический факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» в 2004 году. Специальность по образованию лечебное дело со специализацией медико-психологическое дело. Имеет специализацию по психиатрии и наркологии. Врач первой квалификационной категории. Имеет многолетний опыт работы в психиатрии и наркологии. С 2005 по 2020г.г. работала врачом-психиатром-наркологом и заведующим в УЗ ГОПБ «Жодишки». Дальше
Психолог
Высшее образование, психолог, медицинский психолог. Дополнительное образование: специализация групповой психотерапии. Стаж работы психологом более 15 лет. Психолог реабилитационного отделения с 2011 года, специалист по работе с химической зависимостью, созависимостью. Женат, отец троих детей. В свободное время отдыхаю с семьей.    Дальше
Психолог
Психолог реабилитационнного центра "Исток".             Практический опыт работы с зависимыми и созависимыми 12 лет.  Направления профессиональных интересов:                                           Дальше
Психолог
Образование: Дальше
Психолог, гештальт-терапевт.
Психолог, гештальт-терапевт. Образование: Российский государственный социальный университет, факультет "Психология", 2015.   Московский гештальт институт, гештальт-терапевт, 2021 Консультирует с 2017 года. Работает в гештальт-подходе и с применением ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз): Дальше
Врач-психотерапевт
Образование и места работы: Окончил медико-психологический факультет Гродненского государственного медицинского университета. Прошел интернатуру по специальности психиатрия-наркология на базе УЗ МОКЦ «Пcихиатрия-наркология». Работал врачом-психиатром в УЗ «Пуховичская ЦРБ». С октября 2021 работает врачом-психиатром-наркологом в МОКЦ "Психиатрия-наркология". Основные направления деятельности: Дальше