Основные характеристики семьи при наличии в ней
химической зависимости
Признаки:
- Отрицание проблем и поддержание иллюзий;
- правила и роли спутаны\ размыты;
- границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной;
- конфликтность во взаимоотношениях;
- вспыльчивость;
- отсутствие личного пространства;
- все скрывают секрет семьи и поддерживают «фасад псевдоблагополучия»;
- склонность к полярности чувств и суждений;
- закрытость системы;
- финансовые проблемы;
- насилие.
Мифы алкогольных семей или что чаще всего думают сами родители:
- Дети слишком малы, чтобы что-то понимать;
- детей это не затронуло;
- все так живут;
- когда папа скандалит – малыш думает, что мы играем;
- алкоголик/наркоман сейчас (несколько недель) не употребляет, так что все хорошо.
Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики или наркоманы. Наиболее важным аспектом в распознавании детей из таких семей, является формирование у них определенных моделей поведения (паттернов) и симптомов, которые могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно, что это алкоголизм или наркомания:
- - неровная успеваемость;
- - резкие изменения во внешности;
- - голод – ребенок не позавтракал или не принес с собой завтрак в школу;
- - сознательная изоляция - замкнутость;
- - общая (постоянная) усталость, утомляемость, изможденность, равнодушие;
- - сильная озабоченность своевременным приходом домой или вовсе избегает возвращения домой;
- - жестокие наказания за мелкие провинности;
- - избегает споров и конфликтов;
- - частая ложь и чувство стыда\ вины;
- - внешние проявления физического насилия (синяки, ссадины, ушибы);
- - низкая самооценка;
- - одет не по возрасту\ размеру\ сезону;
- - явная озабоченность и постоянные вопросы о том, может ли передаться по наследству алкоголизм\ наркомания.
Это лишь небольшой список возможных симптомов.
Дети в таких семьях очень рано становятся сами себе родителями, обыденность ребенка трансформируется в поиск стратегий для выживания. Если Вы взрослый, который узнал из вышеперечисленных характеристик знакомого ребенка, нуждающегося в помощи, попробуйте что-то предпринять – поддержать\ проинформировать и др. Начать можно с рекомендации обратиться к школьному психологу или расскажите ребенку о телефоне доверия для несовершеннолетних.