В пять утра прибегает моё чудо ко мне, всего потряхивает от страха.
- Мама, мне такой страшный сон приснился, настоящий кошмар, - говорит тихим-тихим голосом и слёзки вытирает.
- Мне страшно тебе рассказывать,- шепчет он, прижимаясь ко мне.
- Мне приснился красный медведь, он был такой большой и страшный.
- А в каком месте он был красный,- спрашиваю я.
- Его так просто называли. Он был сам обычный, а глаза у него были очень злые и красные. Он хотел нас убить. Потом мы оказались в школе. Он зашёл к нам в класс, я еле успел выскочить и закрыть дверь. И он там остался с ними. Мне страшно говорить, он, наверное, всех детей убил. Я позвал на помощь, появились человечки и водой из крана облили медведя и это был Марк. Я пытался сражаться с медведем!
Как всегда, в классе есть ребенок, который будет всех бить и ему до фиолетовой звезды, что там кому не нравится. Вот это Марк.
Слушаю я его сон, смотрю, как высыхают слёзки и улыбаюсь: «Да, сынуля, ну тебя и плющит уже».
И пока всё свеженькое и образы живые, и сон немного отошёл – надо дорабатывать.
- Попробуешь с мишкой подружиться, не побоишься к нему подойти?
- Так он уже со мной стоит!,- бодро отвечает он.
- Скажи, что хочешь подружиться с ним.
- Сказал. Ого, он мне кунг-фу показывает и двигается, как я!
- Он всё такой же страшный?
- Нет, я его уже не боюсь.
- Мама, я немного замёрз.
- А ты подойди к медведю и пусть он тебя согреет, спиной прикоснись к нему.
- Он такой горячий, у меня майка загорелась!
- А ты этот огонь впусти в себя, пусть он во внутрь зайдёт.
- Этот огонь не обжигает, - говорит он спокойно и, ни капли не удивляясь, засыпает.
Что же это за страшный зверь «Красный медведь»?
Гнев и ярость – они красные. Даже не злость он уже испытывал, в общение с Марком. По накопительной это шло ещё из прошлого учебного года. Учился давать сдачу, но очень любит дружить и поэтому для него этот способ был особенно сложен. Выбирал больше тактику обидеться, заплакать. Но если не проявлять злость, она никуда из тела не уходит, а прочно поселяется в мышечных зажимах. Проблемы с зубами, вспомните, как сжимается челюсть, когда вы злитесь. При напряжении околоушных челюстных мышц и повышенной чувствительности кожи и соединительной ткани, можно говорить о частом переживании ребенком бессильной злости и ярости. Эти участки так и называются – «зона злости». Возбуждение этих участков, во-первых, рефлекторно связано с напряжениями шеи, особенно «зоны борьбы», а, во-вторых, говорит о направленной во внутрь себя агрессии. Эти же участки напрягаются, если ребенок по ночам скрипит зубами. Иногда у детей, с внушенной родителями ненавистью к самим себе, наблюдается характерная маска – «полуоскал-полуулыбка». Одновременно они имеют напряжение в «зоне вины» и из-за этого возникает сутулость.
Немного из практики.
Мальчику 7 лет. Обратились за помощью, т.к. он молчал на уроках, с незнакомыми говорил шёпотом (дома же говорил в голос), неусидчив, внимание не устойчивое, везде и постоянно рисовал рисунки, используя чёрно-красную палитру, с большим количеством агрессивных элементов. При осмотре проявились сильные и болезненные напряжения в околочелюстных мышцах, мышцах шеи, при этом вялость в руках и фиксация на гениталиях. Начал создавать свой мир. Неспособность справиться с сильными эмоциями окружающих и своими, а это напряжение в грудной клетке, неправильное дыхание. Неумение правильно дышать, было связанно и со страхом (когда нам страшно, мы затаиваем дыхание, чтобы нас не заметили).
Коррекцию я вела с ним, через рисунок. Очень хорошая динамика шла, чередование с массажными техниками и песочной терапией.
В итоге мальчик стал разговаривать, сам ходить в магазин, общаться во дворе с детьми, улучшилась координация, почерк, ушла рассеянность. Отделил себя от вымышленного мира, стал говорить о нем, как о фантазии.
Другой мальчик 5 лет. Здесь уже повышен тонус в руках, также зажата челюсть, скрипел зубами ночью, скрип был на столько сильный, что мама просыпалась. И дело здесь было не в паразитах, т.к. проработая зажимы в челюсти и с напряжением в руках с ногами, скрип прошёл.
И в первом, и во втором случае перевозбуждение было в головном мозге. Ещё у таких деток наблюдается обеднение цветовой палитры. При рисовании они обычно используют только несколько цветов, два или три. Рисуют непропорциональных чудовищ или людей, много острых углов и предметов.
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ РИСОВАТЬ ДОМИКИ, ЦВЕТЫ, ЗЕМЛЮ, ТРАВУ, РАДУГУ, СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ, ОБЛАКА, СЕМЬЮ. Вводите разные цвета, которые он обычно не использует. Всё это снижает агрессию и формирует его целостность.
Девушка 20 лет. Напряжения прощупываются во всех зонах на лице. Особенно болезненны, зоны щёк, челюсти, «зоны стереотипов», глаза. Часто проскакивает фраза «бульдожья хватка», и с ней мы тоже далее работали. Сильнейшее противостояние с матерью, обиды и злость на неё. Но всё не высказано! Зажато и заблокировано. Агрессия проявляется пассивно: любовь к чёрному и острому юмору, а через него, кусая других людей. Но хочу отдать девушке должное, потому что её «хватка» помогает и в терапии мужественно сражаться со своим напряжением.
Идём выше, от «зоны злости» к зонам гнева и ярости.
«Зона печени» – расположена между бровей. Напряжение в ней, говорит о самоотравлении человека, что психологически соответствует гневу и раздражительности. Вертикальные складки и прыщики в этой области говорят о психологической негибкости, постоянно подавляемом гневе и раздражении, а если говорить о теле, то указывают на напряжения и отложения в области печени и желчного пузыря.
Вспоминайте новорожденных с желтушкой. Ребенок полностью впитывает мамино эмоциональное состояние, а если активничала печень, то мамин гнев и раздражение (может быть и на самого ребенка), ребенок его и впитывает.
Вот такой сон и такая статья вышла. И сыну я объяснила, что сейчас он учится дружить со своей злостью и гневом, а огонь, который попал в него – это его гнев.
Ещё раз: гнев и ярость – красные, а злость – черная, серая, коричневая, бывает и бордовая.
Во сне он ещё использовал воду. Вода очищает, это материнский символ и символ эмоций. К гневу его провёл папа. «Папа завел меня в своё логово, чтобы показать его. Мы открыли дверь, а там был заперт Красный медведь, и он погнался за нами». В конце сна девочка показала ему на гаджете, что Красный медведь действительно существует и как от него надо убегать.
В помощниках у меня была книга Д. Атланова «СТОП-анализ».
Шевчук Мария