Стоит ли звонить на "Телефон доверия"?

Когда сыну зачитала название статьи, он засмеялся и сказал – это, как кнопка «STOP» в автобусе, не знаешь, что будет, если ее нажать и будет ли вообще что-нибудь. У каждого своя теория насчет нее: работает она или нет. А одна женщина сказала: «Ты что, сейчас же менты понаедут и скрутят».

Вот какая сочная и живая, а главное - точная ассоциация со звонком в службу Доверия!

Смешно!

А между тем, вот она реальность. Звонит девушка-подросток, 14 лет. Находится в санатории.

- Это правда, что меня на учет поставят потому что я позвонила вам?
А еще она сказала, что я никуда не смогу поступить, и что звонки записываются.
- Кто вам такое сказал?
- Моя воспитатель, когда я просила разрешить мне позвонить.

Девушке я объяснила, что ничего подобного не произойдет с ней, а чем могла руководствоваться женщина, рассказывая подобные небылицы, известно только ей. Пусть это с ней и останется.
С девушкой разговаривали долго. Оказалась очень интересным собеседником. Волновали вопросы взаимоотношений между сверстниками, размышляла о всеобщей деградации, остро ощущала разницу в развитии между собой и погодками.

Бывает, что звонивших, интересует идет ли запись разговора. Сложно быть откровенным, так объясняют они. Или потому что так проще оскорбить психолога, так говорим мы, психологи, исходя из своего опыта.
Многим, действительно, сложно говорить, зная, что разговор пишется, уже нет чувства, что это конфиденциально и нигде не всплывёт (со слов абонентов).
На счет записи скажу так. Некоторые службы ведут запись разговоров. Как говорят сами психологи, для того чтобы обезопасить себя от агрессивных абонентов. Когда абонента предупреждают, что разговор записывается, он начинает подбирать слова, а если кроме брани ничего не подбирается – бросает трубку. Ещё при разрешении каких - либо спорных случаев, если поступила жалоба, например, или был вызов специалистами в специальные службы.
Но многие службы работают очень успешно и без записи.

- Здравствуйте. А с какими проблемами вы работаете (смех)?
Упаси вас Бог, заняться перечислением этих проблем, именно в этих случаях!
- А какой вопрос у вас, что вас беспокоит?
- Нет, вы сначала скажите, с какими проблемами к вам обращаются?
- Вы проводите соц. опрос? Тогда представьтесь, из какой вы организации.
- Вы должны решать мои проблемы, я пожалуюсь на вас. Так психолог не должен разговаривать.

Ему нужна была помощь? Сомневаюсь. Однако он позвонил. Зачем?
- Вы будете со мной разговаривать столько, сколько я захочу.

Разумеется, именно так и будет))
В таких случаях приходится объяснять принцип работы экстренной помощи.
Таких звонков тоже немало.

Придумать, как можно удержать психолога на проводе, любимая забава таких людей. Они уверенно говорят: «А если я хочу покончить жизнь самоубийством, вы не имеете права положить трубку». Кажется, что ловушка вот-вот сработает. Но опытный психолог не продолжит эту игру, а умело завершит диалог, ведь линия должна быть доступной для тех, кто пытается сейчас дозвониться, в надежде найти помощь.

Уважаемые шутники, вы, конечно, очень важная и полезная часть нашей жизни, и, если вы жаждете куда-то направить свою энергию, - прочтите Джорджа Оруэла «Скотный двор», займитесь физическим трудом: уберите подъезд или рядом с ним, наколите дров или научитесь это делать, вскопайте гряду, помогите кому-нибудь и не обязательно это должны быть близкие люди, займитесь изучением риторики, логики, почитайте стихи, напишите стихи; найдите применение себе, ведь из-за своей ненужности, а по-умному- это называется нереализованность, вы и играете с дьяволом в игру «Забери моё время ( сожри мою жизнь)». И, да, ты являешься тем самым самоубийцей, который убивает свое время, а с ним и свою жизнь. Для тебя рекомендация одна - физическая работа. Начни с неё.

-Здравствуйте. Проблемы на работе, может вы мне подскажете, как действовать?

В процессе разговора у меня создается ощущение, что с данной абоненткой я уже общалась, и женщина сказала, что как-то звонила к нам. Но проблема была совсем другая, касалась ребенка и бывшего мужа. Я вспоминаю ее, а она меня.

-Я сначала обиделась на ваши слова, но потом успокоилась и решила попробовать сделать, как вы говорили, - и я решила свой вопрос.

Помню, как я назвала ее поведение жертвенным, обратила ее же внимание на ее голос и интонацию, с которыми она сейчас живет. Да, не каждый будет готов это услышать и принять к сведению. Сейчас в голосе у нее появились уверенность и сила, чего тогда не было.

- Спасибо вам,- благодарит она.

Между первым звонком и вторым прошло более трёх лет. Вот так один абонент дважды позвонив попал к одному и тому же психологу. Мне очень приятно было услышать завершение истории. Иногда нам этого очень не хватает.

- Здравствуйте. Я хочу вам прочитать стихотворение, которое написала для "Телефона доверия". Вы меня спасли, мне уже лучше, я успокоилась.

Девушка читает очень теплое и искреннее стихотворение про нашу службу, какие в ней работают добрые и отзывчивые люди.
Два дня назад она чуть не вышла с девятого этажа - это была моя смена.

- Можно мне поговорить с Натальей (наш психолог).
- Нет, сегодня она не работает.
- Можете ей передать мою благодарность. Она с пониманием отнеслась к моей проблеме, выслушала. Спасибо ей большое.

Такие звонки раздаются не каждый день, но они есть, и мы согреваемся благодаря им.

- Я была уверена, что сегодня опять сделаю с собой что-нибудь.
Два года назад я тоже звонила на "Телефон доверия" и после разговора мне стало только хуже (бывает и такое). Спасибо вам, я уверена, что я ничего не сделаю сейчас с собой, я этого не хочу, я почувствовала, что у меня сейчас появились силы справиться со своим состоянием.

Разговаривали час. Звонок был ночной.

Эти люди звонили в поисках помощи. Они искали выход. Они хотели помощи, и они ее нашли и приняли.

Если у вас возникли проблемы с вашим чадом – вы можете позвонить и, если он согласиться, предложить ему поговорить с нами. Используйте эту возможность, чтобы найти взаимопонимание между вами. Или просто дайте возможность вашему близкому человеку высказаться.

Если вы потеряли близкого человека и находитесь сейчас в состоянии острого переживания горя – позвоните в службу Доверия, доверьте нам свои переживания, расскажите, как умеете, о своей боли.

Если у вас появляются суицидальные мысли – позвоните, этот звонок вас ни к чему не обязывает.

Если не можете дозвониться: занято или никто не отвечает. Будьте настойчивы, не кляните психологов, а просто звоните по другим номерам. Мы все помним: кто ищет - тот всегда найдет, кто задает вопросы - всегда получает ответ!

Стоит ли звонить, если вы не можете четко сформулировать свой запрос, но что-то гнетет и беспокоит, отравляя жизнь? Конечно! Наберите номер "Телефона доверия", и, совместно с психологом, вы определите, что беспокоит. Вам могут порекомендовать, куда обратиться дальше, если ваш вопрос требует более глубокого внимания.

Считать, что психолог должен решить вашу проблему прямо сейчас– ошибочно.

Мы поможем разобраться в ваших мотивах, поможем расставить приоритеты, зададим те вопросы, которые вы сами себе не зададите (аккуратные вопросы, чтобы не вогнать вас в травму, т.к. это не терапия), но выбор, как действовать и жить дальше – останется за вами.

Мы разные. Есть психологи, которые действуют бездушно-скорей бы избавиться от абонента. Есть те, которые любят свою работу и всей душой, профессионально ведут абонента к выходу из проблемы. Таких психологов большинство. Так же и абоненты: есть те, которые звонят, чтобы оскорбить психолога, используя всё косноязычное "изящество" своей речи, а есть и те, кто ищет выход - и их, к нашей радости, больше.

Для кого-то важно просто услышать участливый голос на другом конце провода – для этого и работают службы Доверия.

Автор Мария Шевчук