Тревожные сигналы аутизма («красные флажки»)

Если Вас, маму или папу, беспокоит что-то в развитии вашего ребенка, обратите внимание на так называемые «красные флажки», тревожные сигналы того, что у вашего малыша может быть аутизм или повышенный риск развития аутизма. Для уточнения состояния необходимо обратиться за консультацией детского врача психиатра. Список таких признаков (для первоначальной ориентировки) приведен ниже:

Ранние доречевые дефициты:

• Отсутствие соответствующего взгляда в глаза

• Отсутствие теплого, радостного выражения во взгляде

• Отсутствие обмена звуками между ребенком и родителем

• Трудности в узнавании голоса постоянного воспитателя

• Отсутствие реакции на обращение по имени или другие звуковые обращения при осознании звуков окружающей среды

• Задержка появления лепета, не наступающего к возрасту 9 месяцев

• Снижение уровня использования или отсутствие доречевых жестов, таких, как машет ручкой или указывание

15 месяцев:

Не знает назначения обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка)

• Не имитирует действия или слова

18 месяцев:

• Не говорит как минимум 15 слов

2 года:

• К 2-летнему возрасту не пользуется фразами, состоящими из двух слов

• Не следует простым инструкциям

• Отсроченная или немедленная эхолалия, выходящая за соответствующие возрасту рамки ожидаемого развития речи

3 года:

• Неспособность к общению с помощью коротких фраз

• Неспособность понимания простых указаний

4 года:

• Не использует предложения, состоящие более, чем из 3-х слов

• Неумение правильно использовать понятия «я» и «ты»

5 лет:

• Не понимает инструкций, состоящих из двух частей, с предлогами (например, «Поставь чашку на стол», «Достань мяч из-под дивана»)

• Не может правильно назвать имя и фамилию

• Не может правильно употреблять множественное число и прошедшее время

Особенности социального развития:

12-18 месяцев:

• Не принимает участия в одевании

• Не пытается петь песни

• Не обнимает или не целует родителей

• Ограниченный или отсутствующий зрительный контакт

18-24 месяца:

• Не говорит «нет», когда ему мешают

• Не любит, когда ему читают

• Не пытается утешать людей, которым больно

• Малая степень или отсутствие подражания игре сверстников

• Не указывает на предметы

2-3 года:

• Не принимает участия в простых групповых активностях

• Не выказывает разочарования, когда его не понимают

• Слабо инициирует игры со сверстниками

3 года:

• Не участвует в ролевых играх

• Отсутствие интереса к другим детям

• С огромным трудом разлучается с матерью

4 года:

• Не проявляет интереса к интерактивным играм

• Игнорирует других детей

• Не отвечает людям, которые не являются членами семьи

5 лет:

• Плохо отличает фантазии от реальности

• Кажется необычно пассивным

• Не говорит о повседневных занятиях или том, что происходило

• Проявляет исключительный страх или агрессию

• Ребенка невозможно без протеста отделить от родителей

• Отсутствие интереса к играм с другими детьми

• Не участвует в различных активностях

• Не проявляет широкого спектра эмоций

• Отказывается реагировать на людей в целом или реагирует поверхностно

Игровые навыки:

12 месяцев:

• Не имитирует такие действия, как разговор по телефону, подметание, передвижение тележки в магазине и др.

• Не использует один предмет, чтобы достать другой

• Не использует предметы соответствующим образом (например, не обнимает игрушечных медведей, не нажимает кнопку игрушки-попрыгунчика)

18 месяцев:

• Не начинает сортировать и складывать предметы

• Не осознает наличия чувств у окружающих

• Не начинает играть в фантазийные игры

• Малая степень или отсутствие функциональных игр

• Не имитирует в игре поведение взрослых

• Не помогает убирать вещи

2-3 года:

• Не играет понарошку, изображая другого человека или животное

• Не демонстрирует параллельную игру с другими детьми

• Не играет вблизи других детей

• Не наблюдает за другими детьми и не присоединяется к их игре

• Не защищает принадлежащее ему

• Малое или отсутствующее символическое использование объектов в игре

• Не принимает участия в простых групповых активностях

• Не понимает половых различий

• Действия с игрушками носят повторяющийся характер

• Отмечаются повторяющиеся движения

3-4 года:

• Отсутствие/слабое восприятие чувств окружающих

• Мало тем для ролевых игр, не использует «реквизит»

• Не делится игрушками и не играет в игрушки по очереди с другими детьми

• Не играет в сюжетные игры

• Фиксирует внимание на частях предметов

• Длительно изучает предметы, рассматривая их с разных сторон

4-5 лет:

• Не играет и не общается с другими детьми

• Отсутствие сюжетных игр, близких к реальности, адекватно организованных во времени и пространстве, с использованием предметов заместителей

• Не играет в игры с переодеванием

• Отсутствие интереса к изучению гендерных различий

• Не выбирает друзей

• Отсутствие интереса к простым настольным играм

• Не участвует в играх соревновательного характера

• Не участвует в совместных играх с другими детьми с принятием групповых решений, распределением ролей, в играх с установленными правилами