Если Вас, маму или папу, беспокоит что-то в развитии вашего ребенка, обратите внимание на так называемые «красные флажки», тревожные сигналы того, что у вашего малыша может быть аутизм или повышенный риск развития аутизма. Для уточнения состояния необходимо обратиться за консультацией детского врача психиатра. Список таких признаков (для первоначальной ориентировки) приведен ниже:
Ранние доречевые дефициты:
• Отсутствие соответствующего взгляда в глаза
• Отсутствие теплого, радостного выражения во взгляде
• Отсутствие обмена звуками между ребенком и родителем
• Трудности в узнавании голоса постоянного воспитателя
• Отсутствие реакции на обращение по имени или другие звуковые обращения при осознании звуков окружающей среды
• Задержка появления лепета, не наступающего к возрасту 9 месяцев
• Снижение уровня использования или отсутствие доречевых жестов, таких, как машет ручкой или указывание
15 месяцев:
• Не знает назначения обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка)
• Не имитирует действия или слова
18 месяцев:
• Не говорит как минимум 15 слов
2 года:
• К 2-летнему возрасту не пользуется фразами, состоящими из двух слов
• Не следует простым инструкциям
• Отсроченная или немедленная эхолалия, выходящая за соответствующие возрасту рамки ожидаемого развития речи
3 года:
• Неспособность к общению с помощью коротких фраз
• Неспособность понимания простых указаний
4 года:
• Не использует предложения, состоящие более, чем из 3-х слов
• Неумение правильно использовать понятия «я» и «ты»
5 лет:
• Не понимает инструкций, состоящих из двух частей, с предлогами (например, «Поставь чашку на стол», «Достань мяч из-под дивана»)
• Не может правильно назвать имя и фамилию
• Не может правильно употреблять множественное число и прошедшее время
Особенности социального развития:
12-18 месяцев:
• Не принимает участия в одевании
• Не пытается петь песни
• Не обнимает или не целует родителей
• Ограниченный или отсутствующий зрительный контакт
18-24 месяца:
• Не говорит «нет», когда ему мешают
• Не любит, когда ему читают
• Не пытается утешать людей, которым больно
• Малая степень или отсутствие подражания игре сверстников
• Не указывает на предметы
2-3 года:
• Не принимает участия в простых групповых активностях
• Не выказывает разочарования, когда его не понимают
• Слабо инициирует игры со сверстниками
3 года:
• Не участвует в ролевых играх
• Отсутствие интереса к другим детям
• С огромным трудом разлучается с матерью
4 года:
• Не проявляет интереса к интерактивным играм
• Игнорирует других детей
• Не отвечает людям, которые не являются членами семьи
5 лет:
• Плохо отличает фантазии от реальности
• Кажется необычно пассивным
• Не говорит о повседневных занятиях или том, что происходило
• Проявляет исключительный страх или агрессию
• Ребенка невозможно без протеста отделить от родителей
• Отсутствие интереса к играм с другими детьми
• Не участвует в различных активностях
• Не проявляет широкого спектра эмоций
• Отказывается реагировать на людей в целом или реагирует поверхностно
Игровые навыки:
12 месяцев:
• Не имитирует такие действия, как разговор по телефону, подметание, передвижение тележки в магазине и др.
• Не использует один предмет, чтобы достать другой
• Не использует предметы соответствующим образом (например, не обнимает игрушечных медведей, не нажимает кнопку игрушки-попрыгунчика)
18 месяцев:
• Не начинает сортировать и складывать предметы
• Не осознает наличия чувств у окружающих
• Не начинает играть в фантазийные игры
• Малая степень или отсутствие функциональных игр
• Не имитирует в игре поведение взрослых
• Не помогает убирать вещи
2-3 года:
• Не играет понарошку, изображая другого человека или животное
• Не демонстрирует параллельную игру с другими детьми
• Не играет вблизи других детей
• Не наблюдает за другими детьми и не присоединяется к их игре
• Не защищает принадлежащее ему
• Малое или отсутствующее символическое использование объектов в игре
• Не принимает участия в простых групповых активностях
• Не понимает половых различий
• Действия с игрушками носят повторяющийся характер
• Отмечаются повторяющиеся движения
3-4 года:
• Отсутствие/слабое восприятие чувств окружающих
• Мало тем для ролевых игр, не использует «реквизит»
• Не делится игрушками и не играет в игрушки по очереди с другими детьми
• Не играет в сюжетные игры
• Фиксирует внимание на частях предметов
• Длительно изучает предметы, рассматривая их с разных сторон
4-5 лет:
• Не играет и не общается с другими детьми
• Отсутствие сюжетных игр, близких к реальности, адекватно организованных во времени и пространстве, с использованием предметов заместителей
• Не играет в игры с переодеванием
• Отсутствие интереса к изучению гендерных различий
• Не выбирает друзей
• Отсутствие интереса к простым настольным играм
• Не участвует в играх соревновательного характера
• Не участвует в совместных играх с другими детьми с принятием групповых решений, распределением ролей, в играх с установленными правилами