Разъяснения Министерства здравоохранения (письмо от 12.09.2011 №02-2-18/2872):
О порядке оказания платных медицинских услуг по освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения юридическим лицам
В пункте 8 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 (далее – Положение), установлено, что при необходимости проведения освидетельствования физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего (далее – физическое лицо) на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с участием врача или иного специалиста должностное лицо органа, ведущего административный процесс, следователь, дознаватель обеспечивает доставление физического лица в государственную организацию здравоохранения, имеющую специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения.
Учитывая вышеизложенное, наличие специального разрешения (лицензии) у организации здравоохранения является одним из условий участия врача или иного специалиста данной организации здравоохранения в проведении освидетельствования физического лица.
В свою очередь, Положением не установлен порядок проведения
освидетельствования иных лиц, в том числе, для юридических лиц.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что участие врача или иного специалиста в проведении освидетельствования осуществляется в порядке, установленном законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуальным законодательством, на безвозмездной основе.
Таким образом, полагаем, что правовые основания для применения норм Положения при оказании юридическим лицам платных медицинских слуг по проведению медицинского освидетельствования отсутствуют.
Также обращаем внимание на то, что пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 1773 «Об утверждении Положения о порядке медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения» признано утратившим силу.
В этой связи, в настоящее время у Минздрава отсутствует компетенция на определение порядка проведения освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения, которая была предусмотрена пунктом 5 Положения о порядке медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 1773.
Вместе с тем, следует отметить, что приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2011 г. № 372 утверждены клинический протокол по диагностике алкогольного опьянения и клинический протокол по диагностике наркотического и токсикоманического опьянения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года (далее – Закон) под диагностикой, как составной частью медицинской помощи, понимается комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза путем проведения обследования пациента, то есть физического лица, обратившегося за медицинской помощью, находящегося под медицинским наблюдением либо получающего медицинскую помощь, а не только больного лица.
Согласно статье 14 Закона проведение диагностики, как составной части оказания медицинской помощи и комплекса медицинских услуг, осуществляется, в том числе, на основании клинических протоколов.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что клинические протоколы по диагностике алкогольного и иного опьянения могут применяться при оказании пациентам соответствующих медицинских услуг.
В свою очередь, по желанию граждан диагностика алкогольного и иного опьянения может осуществляться в государственных учреждениях здравоохранения в соответствии с перечнем платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 182.