Жизненный цикл семьи включает шесть стадий:
Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады».
Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи:
- эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, приобретение независимости;
- развитие интимности межличностных отношений, способности любить и быть любимым в межличностных отношениях, поиск брачного партнера;
- становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.
Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.
Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».
Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Задачи:
- выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
- решение вопросов главенства и установление лидерства;
- распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;
- определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);
- организация досуга;
- формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
- установление отношений с расширенной семьей (родственниками каждого из супругов).
От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее. Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению, обусловленной низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родителей, отсутствием экономического самостоятельности молодой семьи и т.д. Серьезным моментом инициации молодых супругов к готовности к супружеской жизни является решение ими задачи установления новой системы отношений с расширенной семьей на основе автономии от семей прародителей.
Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).
Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.
Задачи:
- изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;
- формирование родительской позиции матери и отца;
- адаптация семейной системы к включению детей;
- выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
- установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.
Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. К. Витакер писал о том, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.
Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста. Именно на этой стадии констатируются максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.
Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Задачи:
- пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;
- забота о старшем поколении семьи;
- решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
Стадия 5. Период отделения детей Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
Задачи:
- реконструкция семейной системы как диады;
- формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу "взрослый-взрослый";
- включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков);
- освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
- повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).
Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.
Задачи:
- сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;
- изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
- поддержка центральной роли среднего поколения;
- приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;
- переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;
- построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;
- пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. А на какой стадии жизненного цикла находится ваша семья? Удается ли вам эффективно решать возникающие на каждом из этапов задачи, которые ставит перед вами жизнь?