Профилактика суицидального поведения у детей

Суицид—быстрое намеренное осознанное действие с фатальным результатом, посредством которого умерший реализовал желаемые им изменения.

Каждые 40 сек. в мире происходит 1 суицид.

Суицид занимает одно из трех ведущих причин смерти в возрасте 15-34 лет.

13 случаев суицида на 100тыс. населения —критический уровень для страны.

- более 13 случаев в странах СНГ (в Белоруссии за 2007г.—27 случаев, лидируют Минская и Витебская обл.), Франции, Японии, Китае

- 6,5-13 случаев в Германии, Италии, Великобритании, США

- менее 6,5 случаев в ОАЭ, Южной Америке, Египте.

Пик суицидальной активности приходится на 16-19 лет.

49% суицидов происходит на фоне острой аффективной реакции и приема алкоголя; в 10% случаев имеется истинное желание умереть, в 90% -- крик о помощи.

В большинстве случаев совершению суицида предшествуют депрессивные состояния. У детей особенности течения депрессии зависят от возрастного периода.

До 2х лет—анаклитическая депрессия. Развивается как реакция ребенка на разлуку со значимым взрослым (чаще матерью) при помещении в круглосуточные ясли, больницу, дом ребенка. Младенец отказывается от контакта с окружающими, плачет, теряет вес, плохо спит, болеет разнообразными инфекциями. Состояние прекращается после прихода матери.

Помогают действия, направленные на снятие стресса: (с 5 мес.) оставлять ребенка с любимыми игрушками; чаще играть в прятки, что учит верить во временное неизбежное исчезновение мамы или папы; и, конечно же, внимательное, ласковое и доброе отношение.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет депрессия проявляется поведенческой регрессией (дети начинают сосать соску или палец, писать в штанишки и(или) в постель), могут появиться избыточные страхи, тики, заикание, гиперактивность, на новое реагируют агрессией или слезами.

Помогает быстрое механическое рисование с использованием ярких красок, как способ снятия стресса; употребление позитивных установок в общении с ребенком: « поплачь, легче будет», « в тебе все прекрасно…», « какое счастье, что ты у нас есть!», « мы любим, понимаем, надеемся на тебя;  слушать их разговоры с игрушками, что отражает психотравмирующую ситуацию.

В 5-6 лет ребенок начинает отождествлять себя с важными для него людьми (чаще  с родителем своего пола), признавать свой пол, осознавать свою роль в семье. Поэтому факторами риска депрессии этого возраста являются длительные неблагоприятные ситуации и конфликты в семье: скандалы, жестокие отношения между супругами, развод, смерть родителя.

В клинике депрессии 6-ти—10-ти лет преобладают жалобы на боли в животе (у дошкольников) и головную боль ( в младшей школе), и, также, на скуку, отсутствие интересов, желание плакать, ощущение «темной стены» и «камня на сердце. Ребенок отказывается от посещения школы, от прогулок с друзьями; могут  быть снижение успеваемости в школе, озабоченность своим здоровьем, необъяснимые тревоги, страхи, нервные движения, нарушения сна и питания, снижение самооценки, когда дети считают, что  они неинтересны, неприятны, учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть.

Помогает теплая, доверительная обстановка в семье, желание родителей и учителей  выслушать и поддержать ребенка; страхи лучше нарисовать, а затем порвать или посмеяться над ним или подружиться с ними.

В подростковом возрасте депрессия имеет самую яркую окраску. Преобладают чувства грусти и тоски, к которым присоединяются идеи  собственной никчемности и не интересности для других. Нарушается сон и аппетит, колеблется настроение, все становится неинтересным; подросток  пренебрегает внешностью, избегает друзей, семью, становится непослушным и агрессивным; может убежать из дома, начать употреблять алкоголь, наркотики; снижается самооценка, появляются личностные изменения.

Помочь могут:

  1. Знание факторов риска (одиночество, низкая самооценка, неприятие коллективом сверстников, неудачи с противоположным полом, оскорбительное отношение учителей, гормональная перестройка в организме, культуральные различия, различия между ценностями родителей и детей);
  2. Наблюдение за поведением подростка (неожиданное улучшение настроения, раздача любимых вещей, накопление медикаментов, уборка в комнате, прямые или косвенные суицидальные высказывания: «ничто не имеет значения», «я гнилой внутри», «я больше не буду для вас проблемой», могут указывать на планирование суицида);
  3. Разъяснение родителям и учителям проблем, которые вызвали депрессию;
  4. Работа с психологом или психотерапевтом;
  5. Медикаментозное лечение.
Врач-психиатр-нарколог (заведующий реабилитационным наркологическим отделением)
Окончила медико-психологический факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» в 2004 году. Специальность по образованию лечебное дело со специализацией медико-психологическое дело. Имеет специализацию по психиатрии и наркологии. Врач первой квалификационной категории. Имеет многолетний опыт работы в психиатрии и наркологии. С 2005 по 2020г.г. работала врачом-психиатром-наркологом и заведующим в УЗ ГОПБ «Жодишки». Дальше
Психолог
Высшее образование, психолог, медицинский психолог. Дополнительное образование: специализация групповой психотерапии. Стаж работы психологом более 15 лет. Психолог реабилитационного отделения с 2011 года, специалист по работе с химической зависимостью, созависимостью. Женат, отец троих детей. В свободное время отдыхаю с семьей.    Дальше
Психолог
Психолог реабилитационнного центра "Исток".             Практический опыт работы с зависимыми и созависимыми 12 лет.  Направления профессиональных интересов:                                           Дальше
Психолог
Образование: Дальше
Психолог, гештальт-терапевт.
Психолог, гештальт-терапевт. Образование: Российский государственный социальный университет, факультет "Психология", 2015.   Московский гештальт институт, гештальт-терапевт, 2021 Консультирует с 2017 года. Работает в гештальт-подходе и с применением ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз): Дальше
Врач-психотерапевт
Образование и места работы: Окончил медико-психологический факультет Гродненского государственного медицинского университета. Прошел интернатуру по специальности психиатрия-наркология на базе УЗ МОКЦ «Пcихиатрия-наркология». Работал врачом-психиатром в УЗ «Пуховичская ЦРБ». С октября 2021 работает врачом-психиатром-наркологом в МОКЦ "Психиатрия-наркология". Основные направления деятельности: Дальше