Шизофрения. Цикл статей. Часть 1. Введение

Представленная статья – первая из цикла статей о шизофрении. Эти статьи направлены на  то,  чтобы  в  доступной  и  сжатой  форме  предоставить  информацию  об основных аспектах этого расстройства. Наш цикл статей предназначен для людей,  страдающих  шизофренией  и  близкими  к  ней  расстройствами,  и  их родственников,  составлен  на  основе  психообразовательной  программы, которая была разработана и апробирована нами и на протяжении нескольких лет применялась на базе отделения реабилитации ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», а в настоящее время проводится на базе УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология».

Среди  всех  психических  расстройств  шизофрения  у  большинства людей  связана,  пожалуй,  с  наибольшим  количеством  негативных представлений и различных мифов (от «все люди, страдающие шизофренией, опасны»  до  «все  люди,  страдающие  шизофренией,  гениальны»).  И  хотя представления  эти  в  большинстве  своем  далеки  от  истины,  шизофрения действительно является одним из самых серьезных психических расстройств.

Этим заболеванием страдает около 1% населения во всем мире, с ним связан огромный экономический ущерб. Например, в США затраты в связи с шизофренией  составляют  примерно  50  млрд  долларов  в  год.  В  России  – около  0,25%  ВВП.  Сюда  входят  затраты  непосредственно  на  лечение  и экономические потери в связи с утратой трудоспособности.

Кроме  того,  для  страдающих  шизофренией  людей  и  их  близких существуют  огромные  негативные  последствия,  которые  связаны  с проявлениями  болезни,  необходимостью  стационарного  лечения,  потерей работы, инвалидностью, негативным отношением со стороны окружающих, семейными проблемами, тяжелыми эмоциональными переживаниями и т.д. Между  тем  при  правильном  подходе  результаты  лечения  могут  быть значительно  лучше,  чем  это  обычно  наблюдается.  В  подавляющем большинстве  случаев  люди,  страдающие  шизофренией  и  близкими  к  ней расстройствами,  могут  успешно  работать,  иметь  свою  семью,  вести полноценную  жизнь.  Для  успешного  совладания  с  болезнью  необходимы согласованные и грамотные действия пациента, его близких, лечащего врача. 

Симптомы  заболевания  достаточно  хорошо  поддаются  лечению

имеющимися  на  сегодняшний  день  препаратами,  их  применение  снижает также  частоту  обострений.  Однако  существует  ряд  проблем,  которые медикаментозное лечение решить не может. Во-первых, лекарства не могут повлиять  на  психологические  и  эмоциональные  проблемы,  которые оказывают огромное влияние на течение заболевания. Во-вторых, препараты не  могут  повлиять  на  решение  социальных  проблем  (таких  как  поиск  и сохранение  рабочего  места,  получение  образования).  В-третьих,  многие пациенты  попросту  не  принимают  препараты  или  принимают  не  так,  как нужно.  Для  решения  этих  проблем  необходимо  применять  различные психосоциальные  (реабилитационные,  психотерапевтические) вмешательства.

Традиционно  в  отечественной  психиатрии  основную  роль  в  лечении играет врач: врач принимает все решения, связанные с назначением того или иного лечения, и несет основную ответственность за его результаты. Пациент же  часто  играет  крайне  пассивную  роль,  является  «объектом»  лечения,  не принимает  в  лечебном  процессе  практически  никакого  участия,  не  несет ответственности  за  его  результаты  и,  следовательно,  мало  заинтересован  в лечении  (например,  в  приеме  лекарств  или  своевременном  обращении  за помощью). У  очень  многих  людей  осознание  того,  что  они  больны  серьезным психическим  расстройством,  вызывает  снижение  самооценки,  чувство собственной неполноценности, ощущение безнадежности, депрессию и, как результат, – пассивность, отказ от попыток исправить ситуацию, неверие в эффективность  лечения.  Другая  очень  частая  реакция  –  это  отрицание болезни и связанных с ней проблем и отказ от лечения. И в том, и в другом случае человек не использует свои возможности в преодолении заболевания, что  существенно  ухудшает  его  течение.  В  значительной  степени  эти проблемы  связаны  с  элементарным  отсутствием  знаний  о  биологических основах  своего  заболевания,  способах  лечения,  возможных  последствиях  и других аспектах.

Родственники  людей,  страдающих  шизофренией  и  близкими  к  ней расстройствами, как правило, более активно участвуют в лечебном процессе: они  общаются  с  врачами,  контролируют  прием  препаратов,  помогают  в решении  социальных  проблем  и  т.д.  Однако  семьи  пациентов  чаще  всего также  крайне  мало  знают  о  шизофрении,  возможностях  ее  лечения,  своей роли  в  течении  болезни.  Поэтому  нередко  их  попытки  помочь  своему близкому  носят  неправильный  характер  и  могут  скорее  навредить,  нежели помочь. Кроме того, родственники (особенно родители) также испытывают негативные  эмоции,  связанные  с  заболеванием.  Это  и  чувство  вины («наверное, наш ребенок заболел, потому, что мы делали что-то не так»), и чувство стыда («что теперь люди подумают?»), и отчаяние, и безнадежность, и тревога за будущее… Эти эмоции и переживания негативно сказываются на  взаимоотношениях  с  заболевшим  человеком  и  мешают  оказывать  ему необходимую поддержку.

Таким  образом,  люди,  страдающие  шизофренией,  и  их  близкие  чаще всего  не  предпринимают  необходимых  действий  для  успешной  борьбы  с болезнью. В результате течение заболевания оказывается значительно хуже, чем могло бы быть. Для достижения хороших результатов недостаточно лишь назначения медикаментозных  препаратов.  Необходимо  проводить  обучение  навыкам решения  проблем,  связанных  с  болезнью  (как  контролировать  свое психическое  состояние,  как  вести  себя  при  ухудшении,  как  преодолевать стрессы  и  регулировать  внутрисемейные  отношения  и  т.д.).  Для  обучения этим  навыкам  разработаны  и  эффективно используются  во  многих  странах специальные  программы  реабилитации,  предназначенные  для  людей, страдающих  шизофренией,  и их  семей.  К  сожалению,  в  нашей  стране  этот вид помощи пока практически недоступен. Лечение  любого  психического  расстройства  (в  том  числе  и шизофрении)  должно  начинаться  с  обеспечения  пациентов  и  их родственников  знаниями,  необходимыми  для  успешного  совладания  с болезнью.  Для  этих  целей  предназначены  соответствующие  лечебно-реабилитационные  мероприятия  –  психообразовательные  программы, которые  в  отечественной  системе  психиатрической  помощи  также  пока  не получили  широкого  применения. 

В настоящее время в нашем центре регулярно проводятся психообразовательные программы для людей, страдающих шизофренией  близкими к ней расстройствами, и их родственников.

Врач-психиатр-нарколог (заведующий реабилитационным наркологическим отделением)
Окончила медико-психологический факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» в 2004 году. Специальность по образованию лечебное дело со специализацией медико-психологическое дело. Имеет специализацию по психиатрии и наркологии. Врач первой квалификационной категории. Имеет многолетний опыт работы в психиатрии и наркологии. С 2005 по 2020г.г. работала врачом-психиатром-наркологом и заведующим в УЗ ГОПБ «Жодишки». Дальше
Психолог
Высшее образование, психолог, медицинский психолог. Дополнительное образование: специализация групповой психотерапии. Стаж работы психологом более 15 лет. Психолог реабилитационного отделения с 2011 года, специалист по работе с химической зависимостью, созависимостью. Женат, отец троих детей. В свободное время отдыхаю с семьей.    Дальше
Психолог
Психолог реабилитационнного центра "Исток".             Практический опыт работы с зависимыми и созависимыми 12 лет.  Направления профессиональных интересов:                                           Дальше
Психолог
Образование: Дальше
Психолог, гештальт-терапевт.
Психолог, гештальт-терапевт. Образование: Российский государственный социальный университет, факультет "Психология", 2015.   Московский гештальт институт, гештальт-терапевт, 2021 Консультирует с 2017 года. Работает в гештальт-подходе и с применением ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз): Дальше
Врач-психотерапевт
Образование и места работы: Окончил медико-психологический факультет Гродненского государственного медицинского университета. Прошел интернатуру по специальности психиатрия-наркология на базе УЗ МОКЦ «Пcихиатрия-наркология». Работал врачом-психиатром в УЗ «Пуховичская ЦРБ». С октября 2021 работает врачом-психиатром-наркологом в МОКЦ "Психиатрия-наркология". Основные направления деятельности: Дальше