Сказкотерапия в коррекционной работе психолога

Ребенок, имеющий проблемы в эмоциональном развитии, как правило, с трудом адаптируется во взрослом мире. При этом создается впечатление, что он специально создает хлопоты окружающим взрослым, это могут быть родители, учителя. Однако ребенок создает проблемы и себе. Значимые взрослые как будто имеют разные картины мира и говорят на разных языках, не имеют точек соприкосновения с детьми.

Посредником между ними может стать сказочная метафора. Сказочная метафора естественна для детей, а также они присутствуют в модели мира взрослых.

Мир меняется, новые поколения знакомятся с вечными историями, старые сказки позволяют взглянуть на жизнь по- новому.

Сказочные метафоры обладают высокой эффективностью, так как легко преодолевают психологические защиты. В самой сказке уже заложено обращение к личностным ресурсам ребенка или взрослого.

Сказочные метафоры используются при различных детских проблемах:

  • эмоциональные и поведенческие нарушения (повышенная агрессивность, неусидчивость)
  • ночные и дневные страхи
  • высокий уровень тревоги
  • низкая самооценка и неуверенность в себе
  • кризисы социализации, трудности адаптации в коллективах (сад, школа, другого рода учебные заведения, работа) 
  • психосоматические заболевания (головные боли, частые простуды, аллергии, кожные заболевания и т.п.)
  • отставание в речевом развитии и проблемы обучения
  • навыки общения со сверстниками и взрослыми

Например, создание детских страшилок в сказке используется при коррекции тревожности и страхов у детей. Они позволяют развить способность справляться со страхом и адекватно реагировать на ситуации эмоционального замешательства.

Сочинение историй и сказок широко используется в коррекционной и психотерапевтической работе с детьми.